Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1)Вы входите в большую залу Собрания. (2)Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. (3)Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, — идите вперёд, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия. (4)Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать.

— (5)Ты куда ранен? — спрашиваете вы нерешительно и робко у одного старого исхудалого солдата, который, сидя на койке, следит за вами добродушным взглядом и как будто приглашает подойти к себе. (6)Я говорю: «робко спрашиваете», потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесёт их.

— (7)В ногу, — отвечает солдат; но в это самое время вы сами замечаете по складкам одеяла, что у него ноги нет выше колена. — (8)Слава Богу теперь, — прибавляет он, — на выписку хочу.

— (9)А давно ты уже ранен?

— (10)Да вот шестая неделя пошла, ваше благородие!

— (11)Что же, болит у тебя теперь?

— (12)Нет, теперь не болит, ничего; только как будто в икре ноет, когда непогода, а то ничего.

— (13)Как же ты это был ранен?

— (14)На пятом баксионе, ваше благородие, как первая бандировка была: навёл пушку, стал отходить, этаким манером, к другой амбразуре, как он ударит меня по ноге, ровно как в яму оступился. (15)Глядь, а ноги нет.

— (16)Неужели больно не было в эту первую минуту?

— (17)Ничего; только как горячим чем меня пхнули в ногу.

— (18)Ну, а потом?

— (19)И потом ничего; только как кожу натягивать стали, так саднило как будто. (20)Оно первое дело, ваше благородие, не думать много: как не думаешь, оно тебе и ничего. (21)Всё больше оттого, что думает человек.

(22)В это время к вам подходит женщина в сереньком полосатом платье и повязанная чёрным платком; она вмешивается в ваш разговор с матросом и начинает рассказывать про него, про его страдания, про отчаянное положение, в котором он был четыре недели, про то, как, бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи, как великие князья говорили с ним и пожаловали ему двадцать пять рублей, и как он сказал им, что он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может. (23)Говоря всё это одним духом, женщина эта смотрит то на вас, то на матроса, который, отвернувшись и как будто не слушая её, щиплет у себя на подушке корпию, и глаза её блестят каким-то особенным восторгом.

— (24)Это хозяйка моя, ваше благородие! — замечает вам матрос с таким выражением, как будто говорит: «(25)Уж вы её извините. (26)Известно, бабье дело — глупые слова говорит».

(27)Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. (28)Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему своё сочувствие и удивление; но вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову, — и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством.

(По Л. Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий русский писатель.

23.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) Человек, с которым беседовал рассказчик, был матросом.

2) Солдат потерял ногу в сражении.

3) Герой рассказывает о том, как получил 25 рублей от великих князей.

4) После ранения солдат не хочет возвращаться на бастион.

5) Герой был ранен на пятом бастионе.

24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.

1) В предложении 6 представлено повествование.

2) В предложении 10 дан ответ на вопрос, поставленный в предложении 9.

3) Предложения 19 и 20 противопоставлены.

4) В предложениях 20–21 представлено рассуждение.

5) В начале предложения 22 есть элементы описания.

25.К слову «хозяйка» (предложение 24) самостоятельно подбери стилистически нейтральный синоним. Запиши это слово.

26.Среди предложений 5–11 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).