Прочитай текст и выполни задания.
(1)Вы входите в большую залу Собрания. (2)Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. (3)Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, — идите вперёд, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия. (4)Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать.
— (5)Ты куда ранен? — спрашиваете вы нерешительно и робко у одного старого исхудалого солдата, который, сидя на койке, следит за вами добродушным взглядом и как будто приглашает подойти к себе. (6)Я говорю: «робко спрашиваете», потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесёт их.
— (7)В ногу, — отвечает солдат; но в это самое время вы сами замечаете по складкам одеяла, что у него ноги нет выше колена. — (8)Слава Богу теперь, — прибавляет он, — на выписку хочу.
— (9)А давно ты уже ранен?
— (10)Да вот шестая неделя пошла, ваше благородие!
— (11)Что же, болит у тебя теперь?
— (12)Нет, теперь не болит, ничего; только как будто в икре ноет, когда непогода, а то ничего.
— (13)Как же ты это был ранен?
— (14)На пятом баксионе, ваше благородие, как первая бандировка была: навёл пушку, стал отходить, этаким манером, к другой амбразуре, как он ударит меня по ноге, ровно как в яму оступился. (15)Глядь, а ноги нет.
— (16)Неужели больно не было в эту первую минуту?
— (17)Ничего; только как горячим чем меня пхнули в ногу.
— (18)Ну, а потом?
— (19)И потом ничего; только как кожу натягивать стали, так саднило как будто. (20)Оно первое дело, ваше благородие, не думать много: как не думаешь, оно тебе и ничего. (21)Всё больше оттого, что думает человек.
(22)В это время к вам подходит женщина в сереньком полосатом платье и повязанная чёрным платком; она вмешивается в ваш разговор с матросом и начинает рассказывать про него, про его страдания, про отчаянное положение, в котором он был четыре недели, про то, как, бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи, как великие князья говорили с ним и пожаловали ему двадцать пять рублей, и как он сказал им, что он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может. (23)Говоря всё это одним духом, женщина эта смотрит то на вас, то на матроса, который, отвернувшись и как будто не слушая её, щиплет у себя на подушке корпию, и глаза её блестят каким-то особенным восторгом.
— (24)Это хозяйка моя, ваше благородие! — замечает вам матрос с таким выражением, как будто говорит: «(25)Уж вы её извините. (26)Известно, бабье дело — глупые слова говорит».
(27)Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. (28)Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему своё сочувствие и удивление; но вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову, — и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством.
(По Л. Н. Толстому*)
* Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий русский писатель.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
Человек, с которым беседовал рассказчик, был матросом.
Солдат потерял ногу в сражении.
Герой рассказывает о том, как получил 25 рублей от великих князей.
После ранения солдат не хочет возвращаться на бастион.
Герой был ранен на пятом бастионе.
[ ]
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
В предложении 6 представлено повествование.
В предложении 10 дан ответ на вопрос, поставленный в предложении 9.
Предложения 19 и 20 противопоставлены.
В предложениях 20–21 представлено рассуждение.
В начале предложения 22 есть элементы описания.
[ ]
25. К слову «хозяйка» (предложение 24) самостоятельно подбери стилистически нейтральный синоним. Запиши это слово.
[ ]
26. Среди предложений 5–11 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
[ ]