Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1)Таня — девушка с двумя косами и с решительным шагом — заведовала театральной студией при районном Доме художественной самодеятельности детей. (2)У неё не было цели выявлять среди ребят актёрские таланты. (3)При распределении ролей, например, она руководствовалась не тем, что такую-то роль лучше всего исполнит такой-то, а тем, что такая-то роль окажет наиболее благотворное влияние на такого-то. (4)И распущенному, расхлябанному мальчику она давала роль корректного, держащего себя в узде человека. (5)Некрасивая, замкнутая девушка, плачущая по ночам, играла у неё роль счастливо любящей девушки, радостно переживающей всю поэзию и счастья, и любви.

(6)Однажды к Тане зашла её соседка по комнате и попросила принять в её кружок одного мальчика. (7)Лет ему двенадцать, изумительно талантливый музыкант, учится в музыкальном техникуме, живёт в общежитии техникума. (8)Импровизирует на рояле целыми часами, все не наслушаются. (9)И мальчик этот погибает от тоски. (10)Всю свою коротенькую жизнь он перекочёвывал из одного детдома в другой. (11)Когда других ребят вызывают в приёмную для свидания с родителями, мальчик с отчаянием говорит:

— (12)У всех есть отец и мать, а у меня хоть бы дядька какой-нибудь!

(13)Таня приняла его в свой кружок. (14)Был он рыжий, весь в веснушках, очень худой, маленький и некрасивый, с водянисто-голубыми глазами. (15)Звали Петька. (16)Походил он в Танин кружок, но через три-четыре раза вдруг перестал. (17)Оказалось вот что. (18)Ребята из общежития прибежали к Петьке и сообщили, что пришла его мать, дожидается в приёмной. (19)Петька вихрем помчался туда. (20)Никого не было. (21)Раздался дружный хохот. (22)Петька тут же в приёмной разрыдался и плакал долго. (23)После этого резко изменился. (24)Был вял, мало ел и спал, уроки готовил плохо. (25)И совсем перестал играть на рояле для себя.

(26)Таня предложила студийцам для начала отпраздновать день рождения Петьки. (27)Он и сам не знал дня своего рождения. (28)Назначили условно 10 апреля. (29)И стали готовиться. (30)Все ребята загорелись — как взрослые, так и малыши — и с пылом взялись за подготовку праздника.

(31)Пришло 10 апреля. (32)Маленький зал студии был изукрашен яркими бумажными лентами, на лампочках красные абажуры. (33)Два старших мальчика подошли к Петьке и объявили, что студия празднует сегодня день его рождения. (34)Посадили на переплетённые руки и понесли в залу. (35)Забили барабаны, затрубили рожки. (36)Он сидел, растерянный, недоумевающий и счастливый, поглядывал исподлобья по сторонам, смущённо смеялся и не знал, что сказать. (37)Ему стали подносить подарки. (38)Стопку нотной бумаги. (39)Потом — второй том сонат Бетховена в отрёпанном переплете. (40)Портрет Баха. (41)Бах был его любимый композитор. (42)Пили чай, ели конфеты, яблоки и мандарины. (43)Стали поднимать бокалы с ситро и грушевой водой за Петьку, за дружную товарищескую жизнь. (44)Петька жадно слушал и во весь рот улыбался.

(45)Наконец встала Таня, подняла стакан и сказала:

— (46)Милый мой! (47)Ты теперь вошёл в нашу семью.

(48)До сих пор у него хватало сил сдерживаться, но тут он вдруг прорвался рыданиями. (49)Слёзы бежали по его лицу, он смотрел Тане в глаза и повторял, радостно всхлипывая:

— (50)Да... Да... Все будет в порядке!.. Да-да!

(51)С завтрашнего дня Петька опять стал целыми часами играть и импровизировать на рояле.

(По В. В. Вересаеву*)

* Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович, 1867–1945) — русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик.

23.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) Таня прежде всего стремилась выявлять актёрские таланты.

2) Петьке было около двенадцати лет.

3) Петька сам попросился в театральный кружок.

4) Петьку обманули ребята из общежития, сказав, что его в приёмной ждёт родная мать.

5) Ребята из кружка знали, что 10 апреля у Петьки день рождения.

24.Какие из перечисленных утверждений не являются верными? Укажи номера ответов.

1) В предложениях 3–5 представлено повествование.

2) В предложении 14 представлено описание.

3) В предложениях 24 и 25 раскрывается смысл предложения 23.

4) В предложении 32 представлено рассуждение.

5) В предложениях 38–40 поясняется смысл предложения 37.

25.Из предложения 44 выпиши фразеологизм.

26.Среди предложений 6–9 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).