Прочитай текст и выполни задания 10–12.
(1)Я стоял около окна, в которое утреннее солнце сквозь двойные рамы бросало пыльные лучи на пол моей невыносимо надоевшей мне классной комнаты, и решал на чёрной доске какое-то длинное алгебраическое уравнение. (2)В одной руке я держал изорванную мягкую «Алгебру» Франкёра, в другой — маленький кусок мела, которым испачкал уже обе руки, лицо и локти полуфрачка. (3)Николай в фартуке, с засученными рукавами, отбивал клещами замазку и отгибал гвозди окна, которое отворялось в палисадник. (4)Его занятие и стук, который он производил, развлекали моё внимание. (5)Притом я был в весьма дурном, недовольном расположении духа. (6)Всё как-то мне не удавалось: я сделал ошибку в начале вычисления, так что надо было всё начинать сначала; мел я два раза уронил, чувствовал, что лицо и руки мои испачканы, губка где-то пропала, стук, который производил Николай, как-то больно потрясал мои нервы. (7)Мне хотелось рассердиться и поворчать; я бросил мел, «Алгебру» и стал ходить по комнате. (8)Но мне вспомнилось, что нынче страстная середа, нынче мы должны исповедоваться и что надо удерживаться от всего дурного; и вдруг я пришёл в какое-то особенное, кроткое состояние духа и подошёл к Николаю.
— (9)Позволь, я тебе помогу, Николай, — сказал я, стараясь дать своему голосу самое кроткое выражение; и мысль, что я поступаю хорошо, подавив свою досаду и помогая ему, ещё более усилила во мне это кроткое настроение духа.
(10)Замазка была отбита, гвозди отогнуты, но, несмотря на то, что Николай из всех сил дёргал за перекладины, рама не подавалась.
«(11)Если рама выйдет теперь сразу, когда я потяну с ним, — подумал я, — значит, грех, и не надо нынче больше заниматься». (12)Рама подалась набок и вышла.
— (13)Куда отнести её? — сказал я.
— (14)Позвольте, я сам управлюсь, — отвечал Николай, видимо, удивлённый и, кажется, недовольный моим усердием, — надо не спутать, а то там, в чулане, они у меня по номерам.
— (15)Я замечу её, — сказал я, поднимая раму.
(16)Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. (17)Мне хотелось измучиться, оказывая эту услугу Николаю. (18)Когда я вернулся в комнату, кирпичики и соляные пирамидки были уже переложены на подоконник и Николай крылышком сметал песок и сонных мух в растворённое окно. (19)Свежий пахучий воздух уже проник в комнату и наполнял её. (20)Из окна слышался городской шум и чиликанье воробьёв в палисаднике.
(21)Все предметы были освещены ярко, комната повеселела, лёгкий весенний ветерок шевелил листы моей «Алгебры» и волоса на голове Николая. (22)Я подошёл к окну, сел на него, перегнулся в палисадник и задумался.
(23)Какое-то новое для меня, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло мне в душу. (24)Мокрая земля, по которой кое-где выбивали ярко-зелёные иглы травы с жёлтыми стебельками, блестящие на солнце ручьи, по которым вились кусочки земли и щепки, закрасневшиеся прутья сирени с вспухлыми почками, качавшимися под самым окошком, хлопотливое чиликанье птичек, копошившихся в этом кусте, мокрый от таявшего на нём снега черноватый забор, а главное — этот пахучий сырой воздух и радостное солнце говорили мне внятно, ясно о чём-то новом и прекрасном, которое, хотя я не могу передать так, как я воспринимал его, — всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для меня, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель — одно и то же. «(25)Как мог я не понимать этого, как дурён я был прежде, как я мог бы и могу быть хорош и счастлив в будущем! — говорил я сам себе. — (26)Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». (27)Несмотря на это, я, однако, долго ещё сидел на окне, мечтая и ничего не делая. (28)Случалось ли вам летом лечь спать днём в пасмурную дождливую погоду и, проснувшись на закате солнца, открыть глаза и в расширяющемся четырёхугольнике окна, из-под полотняной сторы, которая, надувшись, бьётся прутом об подоконник, увидать мокрую от дождя, тенистую, лиловатую сторону липовой аллеи и сырую садовую дорожку, освещённую яркими косыми лучами, услыхать вдруг весёлую жизнь птиц в саду и увидать насекомых, которые вьются в отверстии окна, просвечивая на солнце, почувствовать запах последождевого воздуха и подумать: «Как мне не стыдно было проспать такой вечер», — и торопливо вскочить, чтобы идти в сад порадоваться жизнью? (29)Если случалось, то вот образчик того сильного чувства, которое я испытывал в это время.
(По Л. Н. Толстому)
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
Рассказчик повествует о событиях, произошедших в полдень.
Рассказчик с увлечением занимался алгеброй, был внимателен и сосредоточен.
Николай удивился тому, что рассказчик решил ему помочь.
Когда рассказчик вернулся из чулана, он сел в кресло и задумался.
Рассказчик пришёл к мысли о том, что хочет стать другим человеком и начать жить иначе.
[ ]
11. Укажи номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запиши номера ответов.
Я стоял около окна, в которое утреннее солнце сквозь двойные рамы бросало пыльные лучи на пол моей невыносимо надоевшей мне классной комнаты, и решал на чёрной доске какое-то длинное алгебраическое уравнение.
Его занятие и стук, который он производил, развлекали моё внимание.
Мне хотелось рассердиться и поворчать; я бросил мел, «Алгебру» и стал ходить по комнате.
Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен.
Какое-то новое для меня, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло мне в душу.
[ ]
12. Найди в предложениях 6–8 разговорное слово с лексическим значением «в настоящее, текущее время». Выпиши это слово.
[ ]