Задание

Прочитай текст и выполни задания 10–12.

(1)Выросла сорная трава на хорошем лугу. (2)И, чтобы избавиться от неё, владельцы луга скашивали её, а сорная трава от этого только умножалась.

(3)И вот добрый и мудрый хозяин посетил владельцев луга и в числе других поучений, которые он давал им, сказал и о том, что не надо косить сорную траву, так как она только больше распложается от этого, а надо вырывать её с корнем.

(4)Но или потому, что владельцы луга не заметили в числе других предписаний доброго хозяина предписания о том, чтобы не косить сорной травы, а вырывать её, или потому, что не поняли его, или потому, что по своим расчётам не хотели исполнить этого, но вышло так, что предписание о том, чтобы не косить сорной травы, а вырывать её, не исполнялось, как будто его никогда и не было, и люди продолжали косить сорную траву и размножать её. (5)И хотя в последующие года и бывали люди, которые напоминали владельцам луга предписание доброго и мудрого хозяина, но их не слушали и продолжали поступать по-прежнему, так что скашивать сорную траву, как только она показывалась, сделалось не только обыкновением, но даже священным преданием, и луг всё больше и больше засорялся. (6)И дошло дело до того, что в лугу стали одни сорные травы, и люди плакались на это и придумывали всякие средства для поправления дела, но не употребляли только одного того, которое давно уже было предложено им добрым и мудрым хозяином.

(7)И вот случилось в последнее время одному человеку, видевшему то жалкое положение, в котором находился луг, и нашедшему в забытых предписаниях хозяина правило о том, чтобы не косить сорную траву, а вырывать её с корнем, — случилось этому человеку напомнить владельцам луга о том, что они поступали неразумно и что неразумие это уже давно указано было добрым и мудрым хозяином. (8)И что же? (9)Вместо того чтобы проверить справедливость напоминания этого человека и в случае верности его перестать косить сорную траву или в случае неверности его доказать ему несправедливость его напоминания или признать предписания доброго и мудрого хозяина неосновательными и для себя необязательными, владельцы луга не сделали ни того, ни другого, ни третьего, а обиделись на напоминание того человека и стали бранить его. (10)Одни называли его безумным гордецом, вообразившим себе, что он один из всех понял предписание хозяина, другие злостным лжетолкователем и клеветником, третьи, забыв о том, что он говорил не своё, но напоминал только предписания почитаемого всеми мудрого хозяина, называли его зловредным человеком, желающим развести дурную траву и лишить людей их луга.

— (11)Он говорит, что не надо косить траву, а если мы не будем уничтожать траву, — говорили они, нарочно умалчивая о том, что человек говорил не о том, что не надо уничтожать сорную траву, а о том, что надо не косить, а вырывать её, — то сорная трава разрастётся и уже совсем погубит наш луг. (12)И зачем нам тогда дан луг, если мы должны воспитывать в нём сорную траву?

(13)И мнение о том, что человек этот или безумец, или лжеистолкователь, или имеет целью вред людей, до такой степени утвердилось, что его все бранили его и все смеялись над ним. (14)И сколько ни разъяснял этот человек, что он не только не желает разводить сорную траву, но, напротив, считает, что в уничтожении дурной травы состоит одно из главных занятий земледельца, как и понимал это добрый и мудрый хозяин, слова которого он только напоминает, — сколько он ни говорил этого, его не слушали, потому что окончательно решено было, что человек этот или безумный гордец, превратно толкующий слова мудрого и доброго хозяина, или злодей, призывающий людей не к уничтожению сорных трав, а к защите и возращению их.

(По Л. Н. Толстому)

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

  1. Владельцы луга не последовали наставлению хозяина и продолжили поступать неправильно.

  2. Способ борьбы с сорной травой, предложенный хозяином, стал не только обыкновением, но даже священным преданием.

  3. Чтобы избавиться от сорной травы, нужно было вырывать её с корнем, а не скашивать.

  4. В какой-то момент луг заполонили сорные травы, что очень расстроило людей.

  5. Добрый и мудрый хозяин дважды обращался к владельцам луга с советом, как им решить проблему.

[ ]

11. Укажи варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запиши номера ответов.

  1. Одни называли его безумным гордецом, вообразившим себе, что он один из всех понял предписание хозяина, другие злостным лжетолкователем и клеветником, третьи, забыв о том, что он говорил не своё, но напоминал только предписания почитаемого всеми мудрого хозяина, называли его зловредным человеком, желающим развести дурную траву и лишить людей их луга.

  2. И вот случилось в последнее время одному человеку, видевшему то жалкое положение, в котором находился луг, и нашедшему в забытых предписаниях хозяина правило о том, чтобы не косить сорную траву, а вырывать её с корнем, — случилось этому человеку напомнить владельцам луга о том, что они поступали неразумно и что неразумие это уже давно указано было добрым и мудрым хозяином.

  3. И мнение о том, что человек этот или безумец, или лжеистолкователь, или имеет целью вред людей, до такой степени утвердилось, что его все бранили его и все смеялись над ним.

  4. Он говорит, что не надо косить траву, а если мы не будем уничтожать траву, — говорили они, нарочно умалчивая о том, что человек говорил не о том, что не надо уничтожать сорную траву, а о том, что надо не косить, а вырывать её, — то сорная трава разрастётся и уже совсем погубит наш луг.

  5. И зачем нам тогда дан луг, если мы должны воспитывать в нём сорную траву?

[ ]

12. Замени книжное устаревшее слово «возращению» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Запиши этот синоним.

[ ]