Задание

Прочитай текст и выполни задания 10–12.

(1)С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. (2)Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь её была любовь и самопожертвование. (3)Я так привык к её бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она, довольна ли? (4)Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в её комнату, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь её присутствием. (5)Всегда она бывала чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена её комната, или записывала бельё и, слушая всякий вздор, который я говорил, «как, когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии» и т. д., она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». (6)Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри — как теперь помню — были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, — вынимала из этого сундука куренье, зажигала его, и помахивая, говаривала:

— Это, батюшка, ещё очаковское куренье. (7)Когда ваш покойный дедушка — царство небесное — под турку ходили, так оттуда ещё привезли. (8)Вот уж последний кусочек остался, — прибавляла она со вздохом.

(9)В сундуках, которыми была наполнена её комната, было решительно всё. (10)Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны», — и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала». (11)В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме её, не знал и не заботился. (12)Один раз я на неё рассердился. (13)Вот как это было. (14)За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

— (15)Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

(16)Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла. (17)После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» (18)Меня так это обидело, что я разревелся от злости. «(19)Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. — (20)Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. (21)Нет, это ужасно!» (22)Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление. (23)Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

— Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. (24)Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. (25)У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

(По Л. Н. Толстому)

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

  1. Рассказчик, под предлогом необходимой надобности, прибегал от урока в комнату Натальи Савишны и делился с ней своими мечтами.

  2. Когда рассказчик приходил в комнату Натальи Савишны, она откладывала все дела.

  3. Рассказчик очень расстроился, когда случайно разлил квас на скатерть.

  4. Наталья Савишна попросила у рассказчика прощения и угостила его крендельком на палочке.

  5. Рассказчик раскаялся в том, что желал отплатить Наталье Савишне за нанесённое оскорбление.

[ ]

11. Укажи номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запиши номера ответов.

  1. С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

  2. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь её была любовь и самопожертвование.

  3. В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме её, не знал и не заботился.

  4. Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

  5. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

[ ]

12. Найди среди предложений 23–25 слово со значением «сложенный бумажный мешок». Выпиши это слово.

[ ]