Прочитай текст и выполни задания 10–12.
— (1)Кто пролил на столе чернила?
(2)Учитель обвёл глазами класс и ждал ответа.
(3)Дети молчали.
— (4)Кто пролил на столе чернила? — ещё раз повторил господин Рагодин.
(5)Молчание. (6)Ужасно долгое молчание… (7)Даже неприятно становится. (8)Лица детей сделались красными, как кумач. (9)И у учителя лицо краснеет. (10)Он заметно сердится. (11)Ему неприятно и досадно, что класс молчит.
(12)Так проходит минута… другая… третья… (13)Десять минут проходит. (14)Целых десять минут!
(15)И вдруг господин Рагодин сердитыми глазами взглядывает на высокого белокурого мальчика лет десяти, который сидит на задней скамейке, и говорит уверенным голосом:
— (16)Володя Парников разлил чернила, я знаю.
(17)Володя Парников вскакивает со своего места, как ужаленный. (18)Сначала бледнеет, потом краснеет, потом снова бледнеет.
— (19)Господин учитель, я не проливал чернил. (20)Я не виноват! — лепечет Володя.
(21)Он лжёт. (22)Володя пролил чернила. (23)Стал приготовлять классный журнал и пролил. (24)Задел локтем за чернильницу и уронил её. (25)Но сознаться в этом он не хочет потому, что боится, что его накажут, не пустят домой к обеду. (26)Оставят в пансионе на весь вечер. (27)А к обеду сегодня, как нарочно, заказаны пирожки с капустой… (28)Его любимые… (29)Очень вкусные пирожки! (30)Нет, он ни за что не сознается. (31)Ни за что!
(32)И класс его не выдаст. (33)Он знает. (34)Дети видели, что пролил чернила он, Володя, но ни за что не скажут об этом учителю.
(35)А учитель уже говорит снова, оглядывая с самым внимательным видом детей:
— (36)Пусть мне скажут, лгу я или нет. (37)Пролил Володя чернила, или я клевещу на него? (38)Рая Сокольская, скажи мне ты, как самая старшая, лгу я на Володю, или нет?
(39)Рая Сокольская встала со своего места и отвечает, заикаясь:
— (40)Господин учитель… (41)Володя не проливал чернил.
— (42)А ты что скажешь, Вася Минакин? — обратился к маленькому семилетнему Васе Рагодин.
— (43)Володя не виноват! — получился громкий ответ мальчика-пансионера.
— (44)А ты, Миша Стомилов?
— (45)Володя не виновен!
— (46)Маня Рошина!
— (47)Нет! (48)Не виноват Володя!
— (49)Вера Оливина!
— (50)Нет!
— (51)Нет, нет, нет! — отвечают и все другие, спрошенные учителем.
— (52)А ты, Зоя, что ты скажешь?
(53)Глаза учителя направились в самый дальний угол класса. (54)С задней скамейки поднялась девочка, бледненькая, кудрявая, с большими ясными глазами.
— (55)Зоя, скажи мне ты, виноват ли Володя, или я лгу на него?
(56)Зоя опустила глаза. (57)Потом подняла их снова и снова опустила.
— (58)Ты слышишь меня, Зоя?
(59)Молчание. (60)Только из бледного личико Зои стало красным, как мак.
— (61)Говори же, Зоя?
(62)Новое молчание.
— (63)Значит, Володя пролил чернила!.. (64)Значит, он виноват!.. — снова повысил голос учитель.
(65)Зоя молчит, только глаза её с мольбою смотрят на г. Рагодина, да лицо горит, как в огне.
— (66)Довольно. (67)Садись, Зоя… (68)Володя виноват и будет наказан, — раздался среди полной тишины строгий голос.
(69)И Зоя, вся красная, опустилась на скамейку.
— (70)Предательница… шпионка! (71)Предала Володю. (72)Из-за тебя его наказали! (73)Бессовестная! (74)Гадкая! — закричали, зашумели дети, как только учитель вышел из класса.
(75)Володя красный, как рак, с полными слёз глазами подошел к Зое и сказал, с трудом сдерживая рыдание:
— (76)Нехорошо, Зоя! (77)Стыдно! (78)За что ты со мной так поступила? (79)Это не по-товарищески! (80)Стыдно, Зоя! (81)Ты выдала меня…
(82)Зоя подняла свои большие, честные глаза на Володю и, глядя на него прямо и открыто, проговорила:
— (83)Прости, Володя, я не могла поступить иначе… (84)Ты слышал, что сказал учитель? — «(85)Пусть мне скажут, лгу я или нет…» (86)Значит, надо было доказать ему, что он лжёт, когда он сказал правду… (87)Нет, этого я не могла сделать и промолчала… (88)Разве я виновата в этом? (89)Разве я могла человека, говорящего правду, выставить лгуном? (90)Скажи мне, Володя?
(91)Володя не знал, что ответить, и молчал теперь в свою очередь.
(92)Молчали и остальные дети.
(93)Они поняли, что Зоя права… (94)Им было неловко. (95)И Володе стало неловко… (96)О пирожках он уже не хотел думать… думал о том, что совсем незаслуженно обидел Зою…
(По Л. А. Чарской)
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
Маня Рошина была старше всех в классе.
Володя пролил чернила, когда готовил классный журнал.
Зоя указала учителю на Володю потому, что плохо относилась к мальчику и желала сделать ему подлость.
Только Зоя не стала обманывать учителя.
Володя извинился перед Зоей за то, что незаслуженно обидел её.
[ ]
11. Укажи номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запиши номера ответов.
И вдруг господин Рагодин сердитыми глазами взглядывает на высокого белокурого мальчика лет десяти, который сидит на задней скамейке…
Володя Парников вскакивает со своего места, как ужаленный.
Разве я могла человека, говорящего правду, выставить лгуном?
С задней скамейки поднялась девочка, бледненькая, кудрявая, с большими ясными глазами.
Лица детей сделались красными, как кумач.
[ ]
12. Найди в предложениях 82–88 антоним к слову «подлый». Выпиши этот антоним.
[ ]