Задание

Прочитай текст и выполни задания 10–12.

(1)Это случилось в библиотеке. (2)Её высокая дверь с мутным стеклом вверху была обыкновенно заперта, но защёлка замка слабо держалась в гнезде створок; надавленная рукой, дверь отходила, натуживалась и раскрывалась. (3)Когда дух исследования заставил Грэя проникнуть в библиотеку, его поразил пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стёкол. (4)Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода.

(5)Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. (6)Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. (7)Струи пены стекали по его склону. (8)Он был изображён в последнем моменте взлёта. (9)Корабль шёл прямо на зрителя. (10)Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. (11)Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. (12)Пена неслась в воздух. (13)Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. (14)Разорванные облака низко трепетали над океаном. (15)Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. (16)Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. (17)Она выражала всё положение, даже характер момента. (18)Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. (19)Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал — но что? (20)Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана?

(21)Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. (22)Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. (23)В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. (24)Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.

(25)В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. (26)Он был судьбой, душой и разумом корабля. (27)Его характер определял досуги и работу команды. (28)Сама команда подбиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. (29)Он знал привычки и семейные дела каждого человека. (30)Он обладал в глазах подчинённых магическим знанием, благодаря которому уверенно шёл, скажем, из Лиссабона в Шанхай, по необозримым пространствам. (31)Он отражал бурю противодействием системы сложных усилий, убивая панику короткими приказаниями; плавал и останавливался, где хотел; распоряжался отплытием и нагрузкой, ремонтом и отдыхом; большую и разумнейшую власть в живом деле, полном непрерывного движения, трудно было представить. (32)Эта власть замкнутостью и полнотой равнялась власти Орфея.

(33)Такое представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность его положения заняли, по праву душевных событий, главное место в блистающем сознании Грэя. (34)Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.

(35)Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря. (36)В скорости из порта Дубельт вышла в Марсель шхуна «Ансельм», увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки. (37)Этот юнга был Грэй, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами.

(По А. С. Грину)

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

  1. Однажды в библиотеке Грэй увидел картину, которая потрясла его воображение.

  2. Картина изображала корабль, величаво плывущий по спокойному морю.

  3. Всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю.

  4. Шхуна «Ансельм», на которой отплывал юноша Грэй, направлялась в порт Дубельт.

  5. В 15 лет мечта Грэя исполнилась: он стал капитаном корабля.

[ ]

11. Укажи номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запиши номера ответов.

  1. Когда дух исследования заставил Грэя проникнуть в библиотеку, его поразил пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стёкол.

  2. Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода.

  3. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море.

  4. Он обладал в глазах подчинённых магическим знанием, благодаря которому уверенно шёл, скажем, из Лиссабона в Шанхай, по необозримым пространствам.

  5. Этот юнга был Грэй, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами.

[ ]

12. Найди в предложениях 11–13 синоним к слову «корабль». Выпиши это слово.

[ ]