Задание

Прочитай текст и выполни задания 10–12.

(1)Был вечер. (2)Я ехал на конке. (3)Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. (4)Да и дешевле, знаете... (5)Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. (6)Меня никто не узнал. (7)Куний воротник делал из меня incognito. (8)Я ехал, дремал и рассматривал сих малых...

«(9)Нет, это не он! — думал я, глядя на одного маленького человечка в заячьей шубёнке. — (10)Это не он! (11)Нет, это он! (12)Он!»

(13)Думал я, верил и не верил своим глазам...

(14)Человечек в заячьей шубёнке ужасно походил на Ивана Капитоныча, одного из моих канцелярских... (15)Иван Капитоныч — маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. (16)Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам... (17)Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. (18)Оно кисло и жалко; глядя на него, хочется петь «Лучинушку» и ныть. (19)При виде меня он дрожит, бледнеет и краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он зябнет и трясётся всеми членами.

(20)Человечек в заячьей шубёнке сильно напоминал мне этого Ивана Капитоныча: совсем он! (21)Только человечек не был так согнут, как тот, не казался пришибленным, держал себя развязно и говорил с соседом о политике. (22)Его слушал весь вагон.

— (23)Гамбетта помер! — говорил он, вертясь и махая руками. — (24)Это Бисмарку на руку. (25)Гамбетта ведь был себе на уме! (26)Он воевал бы с немцем и взял бы контрибуцию, Иван Матвеич! (27)Потому что это был гений. (28)Он был француз, но у него была русская душа. (29)Талант!

(30)Когда кондуктор подошёл к нему с билетами, он оставил Бисмарка в покое.

— (31)Отчего это у вас в вагоне так темно? — набросился он на кондуктора. — (32)У вас свечей нет, что ли? (33)Что это за беспорядки? (34)Проучить вас некому! (35)За границей вам задали бы! (36)Не публика для вас, а вы для публики! (37)Чёрт возьми! (38)Не понимаю, чего это начальство смотрит!

(39)Через минуту он требовал от нас, чтобы мы все подвинулись.

— (40)Подвиньтесь! (41)Вам говорят! (42)Дайте мадаме место! (43)Будьте повежливей! (44)Кондуктор! (45)Подите сюда, кондуктор! (46)Вы деньги берёте, дайте же место! (47)Это подло!

— (48)Здесь курить не велено! — крикнул ему кондуктор.

— (49)Кто это не велел? (50)Кто имеет право? (51)Это посягательство на свободу! (52)Я никому не позволю посягать на свою свободу! (53)Я свободный человек!

(54)Я глядел на его рожицу и глазам не верил. (55)Нет, это не он! (56)Не может быть! (57)Тот не знает таких слов, как «свобода» и «Гамбетта».

— (58)Нечего сказать, хороши порядки! — сказал он, бросая папиросу. — (59)Живи вот с этакими господами! (60)Они помешаны на форме, на букве! (61)Формалисты, филистёры! (62)Душат!

(63)Я не выдержал и захохотал. (64)Услышав мой смех, он мельком взглянул на меня, и голос его дрогнул. (65)Он узнал мой смех и, должно быть, узнал мою шубу. (66) Спина его мгновенно согнулась, лицо моментально прокисло, голос замер, руки опустились по швам, ноги подогнулись. (67)Моментально изменился! (68)Я уже более не сомневался: это был Иван Капитоныч, мой канцелярский. (69)Он сел и спрятал свой носик в заячьем меху.

(По А. П. Чехову)

10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) Рассказчик ехал на конке в переполненном вагоне.

2) Иван Капитоныч был подчинённым рассказчика.

3) Человек в заячьей шубе тихо разговаривал о политике.

4) Человек в заячьей шубе был возмущён тем, что в вагоне курят.

5) Рассказчик остался никем не узнанным до конца поездки.

11.Укажи варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запиши номера ответов.

1) Иван Капитоныч — маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником.

2) Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито.

3) Оно кисло и жалко; глядя на него, хочется петь «Лучинушку» и ныть.

4) При виде меня он дрожит, бледнеет и краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он зябнет и трясётся всеми членами.

5) Когда кондуктор подошёл к нему с билетами, он оставил Бисмарка в покое.

12.В предложениях 49–53 найди книжное слово с лексическим значением «покушение с целью причинить вред, ущерб кому- или чему-нибудь; попытка получить что-либо». Выпиши это слово.