Прочитай текст и выполни задания \(1\)–\(5\). 1. Умение грамотно писать, связно и (логично, логически) излагать свои мысли является частью общей культуры человека. 2. Трудно назвать человека культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. 3. Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как человек говорит, так он и думает (Д. С. Лихачёв) 4. По речи человека мы определяем его умственное развитие, значит, по языку народа можно судить об умственном потенциале всей нации в целом. 5. Когда некоторые начинают ратовать за упрощение правил грамматики и правописания, они ратуют за упрощение мышления. 6. Понятно, что к таковым относятся люди, которые сами не могут (освоить, усвоить) грамматику в силу лености и неспособности. 7. Не следует идти у них на поводу. 8. Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным — невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. 9. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста, приводят к неверному восприятию его содержания. 10. За последние сто лет русский язык (претерпел, перетерпел) многие изменения, но нельзя сказать, что все эти перемены к лучшему. 11. В последние годы наши поэты, писатели и публицисты неустанно говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных именно с языковыми потерями. 12. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками. 13. Часто бывает так, что даже люди с филологическим образованием, которые могут грамотно писать и говорить, намеренно говорят и пишут безграмотно. Задание 1. (\(3\) пункта) Выбери и подчеркни верный вариант (смотри слова в скобках). Задание 2. (\(2\) пункта) Запиши лексическое значение данных слов. Ратовать —_____________________________________________________________________ Деградация — __________________________________________________________________ Задание 3. (\(5\) пунктов) Выделенное предложение из второго абзаца запиши как предложение с прямой речью тремя способами: а) слова автора стоят перед прямой речью: __________________________________________ б) слова автора стоят после прямой речи: ___________________________________________ в) слова автора разрывают прямую речь: ___________________________________________ г) как предложение с косвенной речью: _____________________________________________ д) как простое предложение с вводным словосочетанием: ______________________________ Задание 4. (\(2\) пункта) Укажи номер предложения, в котором чужая речь передана а) предложением с косвенной речью _____________ б) простым предложением с дополнением _________ Задание 5. (\(5\) пунктов) Запиши верные варианты, исправь допущенные телеведущими ошибки. Программа «Сегодня»: «Ухудшается уровень жизни народа». _____________________ Программа «Время»: «Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в мире». ____ Программа «Пусть говорят»: «Ребёнок — это индивидуальная личность!» ___________________ Программа «Сегодня»: «Закон предусматривает о том, что торги могут и не проводиться». ___ Реклама на ПБК: «Заказывая товар в августе, доставка по всей Латвии бесплатна». _________ Прочитай материалы форума «Почему мы говорим и пишем неграмотно?» и выполни задания \(6\)–\(7\). 1. Чтобы говорить и писать грамотно, необходимо много читать, следить за какими- то новшествами в языке, культуре общения. Ослабел интерес к книге и, как следствие, становится более скудной наша речь. Люди не могут выражать свои мысли грамотно и красиво. 2. Некоторые слова при общении в Интернете (в чатах, на форумах) принято писать с ошибками, это у молодёжи как бы внутреннее правило общения. Например, ваще вместо вообще, привед вместо привет и т.д. К сожалению, ошибки откладываются в памяти. И потом при написании возможно их повторение. Компьютер способствует непродуманной и неряшливой речи. 3. Молодые люди вообще мало пишут. Они, наверное, не помнят о некогда распространённом эпистолярном жанре, когда люди писали пространные письма. Сейчас письмо заменилось модными SMS-сообщениями, которые, как правило, состоят из обрывков слов: чел, я тя люблю, пок, скидывай на тел и т. д. 4. На речь молодёжи оказывают пагубное влияние средства массовой информации. «Неряшливая» речь с экрана: неправильно поставленные ударения, неграмотно составленные предложения, жаргонизмы и молодёжный сленг — всё это, к сожалению, отражает поверхностное и лёгкое отношение общества к русскому языку и грамотной речи. 5. На мой взгляд, сейчас детей в школе ничего не интересует: ни игровые моменты на уроках, ни инновационные подходы. Если же ребёнок не хочет учиться, то в недалёком будущем он будет ярко «блистать» своей безграмотностью. 6. Абсолютно правильная речь звучит-выглядит выхолощено и казённо. Да и вычурно. Бернард Шоу сказал, что, если бы он в обыденной речи так же тщательно подбирал и выговаривал слова, как он это делает для слушателей данной пластинки, — его бы посчитали сумасшедшим. 7. Правильная литературная речь сразу выделяет человека среди других. А люди далеко не всегда хотят выделяться. Отношение к белым воронам, как минимум, настороженное. 8. Если очень важно, чтобы тебя поняли и услышали, порой приходится переходить на язык собеседника. Просто потому, что твой язык ему недоступен. 9. Думаю, что грамотные люди говорят безграмотно из примитивного желания как-то проявить свою оригинальность. Ну, не умеют они по-другому быть заметными в своём узеньком кругу. 10. Правильная речь требует некоторых усилий со стороны говорящего. И даже если человек знает, как правильно говорить, он не всегда готов следовать этим правилам: знание того, что улицу можно пересекать только на зелёный сигнал светофора, редко кого останавливает от перехода на красный, если нет машин. Задание 6. (\(6\) пунктов) Сформулируй три основные, на твой взгляд, причины, по которым молодёжь говорит и пишет безграмотно, и три причины «безграмотности» грамотных людей. Используй материалы форума. Почему молодёжь говорит и пишет безграмотно? 1. 2. 3. Причины «безграмотности» грамотных людей. 1. 2. 3. Задание 7. (\(2\) пункта) Как ты считаешь, можно ли какие-то из этих причин считать уважительными/извинительными? Аргументируй свою позицию. Задание 8. (\(8\) пунктов) Реши орфографические и пунктуационные задачи. Лингвист профе(сс, с)ор доктор филологических наук Максим Кронгауз в книг_ Русский язык на гран_ нервного срыва писал Не люблю когда я не пон_маю отдельных слов в тексте или в чьей(то) реч_. К заимствованиям быстро привыка_шь и уже сейчас трудно пре(т, д)ставить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар. Я понимаю что без «специалиста по недвижимости» не обойтись но ужас?но раздражает что одновреме(н, нн)о существуют риэлтор риелтор риэлтер и риелтер а лингвисты при этом либо просто не усп_вают совет_вать либо дают (взаимо)исключающ_е рекомендации. Я в принципе не против заимств_ваний я только хочу чтобы русский язык успевал их осваивать я хочу знать где в них ставить ударение и как их правильно писать. Задание 9. (\(2\) пункта) Как ты относишься к тому, что в русском языке сейчас очень много заимствованных и не всегда понятных слов? Ответ аргументируй. Задание 10. (\(20\) пунктов) Создай текст на одну из предложенных тем (объём до \(300\) слов). • Слово дано человеку… для воплощения и передачи другим людям той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает. В. Короленко. • Как часто неправильно употреблённое слово порождает ошибочное мнение. Герберт Спенсер. • Ржавеет золото и истлевает сталь, крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле — печаль, и долговечней — царственное слово. Ахматова А. А. Максимальный размер файла: 500 кБ
Задание

Прочитай текст и выполни задания \(1\)\(5\).

  1. Умение грамотно писать, связно и (логично, логически) излагать свои мысли является частью общей культуры человека. 2. Трудно назвать человека культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов.
  2. Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как человек говорит, так он и думает (Д. С. Лихачёв) 4. По речи человека мы определяем его умственное развитие, значит, по языку народа можно судить об умственном потенциале всей нации в целом. 5. Когда некоторые начинают ратовать за упрощение правил грамматики и правописания, они ратуют за упрощение мышления. 6. Понятно, что к таковым относятся люди, которые сами не могут (освоить, усвоить) грамматику в силу лености и неспособности. 7. Не следует идти у них на поводу. 8. Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным — невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. 9. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста, приводят к неверному восприятию его содержания. 10. За последние сто лет русский язык (претерпел, перетерпел) многие изменения, но нельзя сказать, что все эти перемены к лучшему. 11. В последние годы наши поэты, писатели и публицисты неустанно говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных именно с языковыми потерями. 12. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками. 13. Часто бывает так, что даже люди с филологическим образованием, которые могут грамотно писать и говорить, намеренно говорят и пишут безграмотно.

Задание 1. (\(3\) пункта) Выбери и подчеркни верный вариант (смотри слова в скобках).

Задание 2. (\(2\) пункта) Запиши лексическое значение данных слов.
Ратовать —_____________________________________________________________________
Деградация — __________________________________________________________________

Задание 3. (\(5\) пунктов) Выделенное предложение из второго абзаца запиши как предложение с прямой речью тремя способами:
а) слова автора стоят перед прямой речью: __________________________________________
б) слова автора стоят после прямой речи: ___________________________________________
в) слова автора разрывают прямую речь: ___________________________________________
г) как предложение с косвенной речью: _____________________________________________
д) как простое предложение с вводным словосочетанием: ______________________________

Задание 4. (\(2\) пункта) Укажи номер предложения, в котором чужая речь передана
а) предложением с косвенной речью _____________
б) простым предложением с дополнением _________

Задание 5. (\(5\) пунктов) Запиши верные варианты, исправь допущенные телеведущими ошибки.
Программа «Сегодня»: «Ухудшается уровень жизни народа». _____________________
Программа «Время»: «Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в мире». ____
Программа «Пусть говорят»: «Ребёнок — это индивидуальная личность!» ___________________
Программа «Сегодня»: «Закон предусматривает о том, что торги могут и не проводиться». ___
Реклама на ПБК: «Заказывая товар в августе, доставка по всей Латвии бесплатна». _________

Прочитай материалы форума «Почему мы говорим и пишем неграмотно?» и выполни задания \(6\)\(7\).

  1. Чтобы говорить и писать грамотно, необходимо много читать, следить за какими- то новшествами в языке, культуре общения. Ослабел интерес к книге и, как следствие, становится более скудной наша речь. Люди не могут выражать свои мысли грамотно и красиво.

  2. Некоторые слова при общении в Интернете (в чатах, на форумах) принято писать с ошибками, это у молодёжи как бы внутреннее правило общения. Например, ваще вместо вообще, привед вместо привет и т.д. К сожалению, ошибки откладываются в памяти. И потом при написании возможно их повторение. Компьютер способствует непродуманной и неряшливой речи.

  3. Молодые люди вообще мало пишут. Они, наверное, не помнят о некогда распространённом эпистолярном жанре, когда люди писали пространные письма. Сейчас письмо заменилось модными SMS-сообщениями, которые, как правило, состоят из обрывков слов: чел, я тя люблю, пок, скидывай на тел и т. д.

  4. На речь молодёжи оказывают пагубное влияние средства массовой информации. «Неряшливая» речь с экрана: неправильно поставленные ударения, неграмотно составленные предложения, жаргонизмы и молодёжный сленг — всё это, к сожалению, отражает поверхностное и лёгкое отношение общества к русскому языку и грамотной речи.

  5. На мой взгляд, сейчас детей в школе ничего не интересует: ни игровые моменты на уроках, ни инновационные подходы. Если же ребёнок не хочет учиться, то в недалёком будущем он будет ярко «блистать» своей безграмотностью.

  6. Абсолютно правильная речь звучит-выглядит выхолощено и казённо. Да и вычурно. Бернард Шоу сказал, что, если бы он в обыденной речи так же тщательно подбирал и выговаривал слова, как он это делает для слушателей данной пластинки, — его бы посчитали сумасшедшим.

  7. Правильная литературная речь сразу выделяет человека среди других. А люди далеко не всегда хотят выделяться. Отношение к белым воронам, как минимум, настороженное.

  8. Если очень важно, чтобы тебя поняли и услышали, порой приходится переходить на язык собеседника. Просто потому, что твой язык ему недоступен.

  9. Думаю, что грамотные люди говорят безграмотно из примитивного желания как-то проявить свою оригинальность. Ну, не умеют они по-другому быть заметными в своём узеньком кругу.

  10. Правильная речь требует некоторых усилий со стороны говорящего. И даже если человек знает, как правильно говорить, он не всегда готов следовать этим правилам: знание того, что улицу можно пересекать только на зелёный сигнал светофора, редко кого останавливает от перехода на красный, если нет машин.

Задание 6. (\(6\) пунктов) Сформулируй три основные, на твой взгляд, причины, по которым молодёжь говорит и пишет безграмотно, и три причины «безграмотности» грамотных людей. Используй материалы форума.
Почему молодёжь говорит и пишет безграмотно?
1.
2.
3.
Причины «безграмотности» грамотных людей.
1.
2.
3.

Задание 7. (\(2\) пункта) Как ты считаешь, можно ли какие-то из этих причин считать уважительными/извинительными? Аргументируй свою позицию.

Задание 8. (\(8\) пунктов) Реши орфографические и пунктуационные задачи.

Лингвист профе(сс, с)ор доктор филологических наук Максим Кронгауз в книг_ Русский язык на гран_ нервного срыва писал Не люблю когда я не пон_маю отдельных слов в тексте или в чьей(то) реч_. К заимствованиям быстро привыка_шь и уже сейчас трудно пре(т, д)ставить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар. Я понимаю что без «специалиста по недвижимости» не обойтись но ужас?но раздражает что одновреме(н, нн)о существуют риэлтор риелтор риэлтер и риелтер а лингвисты при этом либо просто не усп_вают совет_вать либо дают (взаимо)исключающ_е рекомендации.
Я в принципе не против заимств_ваний я только хочу чтобы русский язык успевал их осваивать я хочу знать где в них ставить ударение и как их правильно писать.

Задание 9. (\(2\) пункта) Как ты относишься к тому, что в русском языке сейчас очень много заимствованных и не всегда понятных слов? Ответ аргументируй.

Задание 10. (\(20\) пунктов) Создай текст на одну из предложенных тем (объём до \(300\) слов).
• Слово дано человеку… для воплощения и передачи другим людям той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает. В. Короленко.
• Как часто неправильно употреблённое слово порождает ошибочное мнение. Герберт Спенсер.
• Ржавеет золото и истлевает сталь, крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле — печаль, и долговечней — царственное слово. Ахматова А. А.

Максимальный размер файла: 500 кБ