Задание

Прочитай текст и выполни задания 13.

Среди речевых упражнений особое место занимают два вида: воспроизведение текста и создание собственных высказываний. <…> они относятся к упражнениям комплексного характера, поскольку при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации общения до умения контролировать свою речь.

Развить самостоятельность и творческие способности учащихся, сформировать умение передавать свои мысли и делиться полученными знаниями учитель может только благодаря сочинению.

В толковом словаре приводится четыре значения слова «сочинение»:

«1. Сочинить — сочинять. С. стихов. Приступить к сочинению балета. Стихи собственного сочинения.

  1. Литературное, научное или музыкальное произведение. Собрание сочинений Пушкина. Сочинения Гоголя. Философское с.

  2. Письменная школьная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Классное с. Домашнее с.

  3. Лингв. Соединение слов или предложений на основе их грамматической равноправности (ср. подчинение)».

Далее мы будем использовать это слово в третьем значении — «письменная школьная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему».

1. Самостоятельно подбери собирательное числительное, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запиши это числительное.

[ ]

2. В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

  1. СРЕДИ. В середине, в центре чего-либо. Стоять среди комнаты.

2) СОБСТВЕННЫЙ. Буквальный, действительный, подлинный (смысл, значение и т. п.). В собственном смысле слова.

3) КОПЛЕКСНЫЙ. Охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов; представляющий собой комплекс чего-либо. Комплексный метод обучения.

  1. ХАРАКТЕР. Твёрдая, сильная воля, упорство в достижении чего-либо. Воспитывать в юноше характер.

  2. ТОЛКОВЫЙ. Содержащий в себе объяснения, толкования. Толковая псалтырь (текст псалтыри с толкованиями).

[ ]

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

  1. Тема текста — обучение изложению.

  2. Автор стремится к точному словоупотреблению, поэтому прибегает к цитированию словарной статьи и приводит то значение, в котором будет использоваться ключевое слово.

  3. На письменное бытование текста указывают такие признаки, как употребление отглагольных существительных (выполнение, становление, совершенствование), глаголов в инфинитиве (ориентироваться, развить, сформировать, передавать).

  4. Для текстов научного стиля не характерно выражение субъективного мнения, поэтому автор использует местоимение 1-го лица множественного числа (мы) вместо единственного (я).

  5. Для текста характерна функция воздействия на читателя через художественный образ.

[ ]