Задание
Прочитай текст и выполни задания 1–3.
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…
— А мы <...>… и не солёную, — ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
(По И. С. Тургеневу)
1. Самостоятельно подбери личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запиши это местоимение.
2.В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.
1) ЦЕЛЫЙ. Употребляется в составе различных наречных словосочетаний, обозначающих для кого-либо огромное количество; много. У меня ещё целая куча дел.
2) УБОГИЙ. Очень бедный; нищий. Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов).
3) БАБА. Трад.-нар. Деревенская (обычно замужняя) женщина, крестьянка. Заголосили девки и бабы.
4) ДОБЫТЬ. Извлечь из недр земли (полезные ископаемые). Добыть тысячи тонн руды.
5) СОЛЁНЫЙ. Приправленный солью и имеющий придаваемый ею характерный вкус (о пище). Колбаса слишком солёная.
3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.
1) Приведённый текст относится к официально-деловому стилю речи.
2) Для текстов научного стиля не характерно выражение субъективного мнения, поэтому автор использует местоимение первого лица множественного числа (мы) вместо единственного (я).
3) Слово «тысячи» (уделяет целые тысячи на воспитание детей) не выражает точное количество и употреблено прежде всего для эмоционального воздействия на читателя.
4) В тексте используется антитеза как выразительное противопоставление, помогающее усилить эффект воздействия на читателя, обратить его к размышлению над проблемой.
5) Жанр текста — некролог, то есть небольшой мемориальный материал, который публикуется в СМИ по поводу смерти какого-либо недавно ушедшего из жизни человека.