Задание
Прочитай текст и выбери один или несколько правильных вариантов ответа
(1) Термины как будто ничем не отличаются от обычных слов: имеют определённое значение, грамматические категории, изменяются, употребляются в речи, как все слова. (2) Но термины обозначают научные, технические понятия, они обслуживают специальные области. (3) И такое их назначение не могло не отразиться на характере этой большой группы слов. (4) Давайте сравним, как ведут себя самые обыкновенные слова в общелитературном языке и профессиональной речи.
(5) Мы можем сказать: Рабочий взял лопату. Ребёнку купили лопатку. Лопатка— это маленькая лопата. (6) Но, имея в виду медицинский термин, обозначающий широкую треугольную кость в верхней части спины, мы только в шутку можем сказать: У ребёнка — лопатка, а у взрослого лопата. (7) От прилагательного тяжёлый можно образовать сравнительную степень тяжелее, но нельзя сказать: У них тяжёлое машиностроение, а у нас ещё тяжелее. (8) Известно, что от вещественных существительных множественное число не образуется, например, говоря много ма́сла, сыра, — всё равно мы используем единственное число. (9) А вот в профессиональной речи образуется: масла́, сыры́, ста́ли, гру́нты.
(10) Таких особенностей можно было бы обнаружить немало. (11) Но что является самым важным, главным? (12) Лингвисты определили три главные особенности термина. (13) Во-первых, термин тесно связан с определённой научной областью: одно и то же слово в разных областях знаний имеет разный смысл (например, слово реакция в медицине, химии или политике; слово диафрагма у медиков и оптиков и др.). (14) Во-вторых, термин в принципе однозначен (в данной сфере), тогда как общелитературные слова обычно многозначны; синонимы в общелитературном языке свидетельствуют о богатстве, о развитии языка, а синонимы в профессиональной речи — о слабости, о неупорядоченности терминологии. (15) В-третьих, содержание термина раскрывается посредством точного, логического определения, а не сводится к лексическому значению слова.
(16) Например, в литературном языке слово шум имеет несколько значений: 1) совокупность многочисленных звуков, быстро меняющихся по частоте и силе (глухие звуки, сливающиеся в однообразное звучание); 2) крик, ссора, перебранка; 3) толки, оживлённое обсуждение, вызванное повышенным интересом к кому-, чему-либо; 4) оживление, суета. (17) А в специальном, терминологическом словаре сказано коротко: «Шум — помеха, добавляющаяся к сигналу».
(18) Среди терминов много заимствованных слов и слов, содержащих греческие и латинские корни, так как они легко входят в международную терминологическую систему.
По В. В. Одинцову
Укажи предложение или предложения, синонимичные предложению 3.
И такое их назначение не отразилось на характере этой группы слов.
И такое их назначение, естественно, отражается на характере этой группы слов.
И такое их назначение не может отражаться на характере этой группы слов.
И такое их назначение не может отражаться на характере этой группы слов.
Назначение этих слов является их характерной особенностью.