Задание
Прочитай стихотворение А. А. Вознесенского и дополни его анализ.
Есть лирика великая —
кириллица!
Как крик у Шостаковича — «три лилии!» —
белеет «Ш» в клавиатуре Гилельса —
кириллица!
И фырчет «Ф», похожее на филина.
Забьёт крылами «У» горизонтальное —
и утки унесутся за Онтарио.
В латынь — латунь органная откликнулась,
А хоровые клиросы —
в кириллицу!
«Б» вдаль из-под ладони загляделося —
как Богоматерь, ждущая Младенца.
Выбери верные варианты из списков.
Поэту в кириллической азбуке видятся неожиданные образы: буквы русского алфавита в его воображении оживают. Например, наминает филина, а наклонённая — взлетающую утку. Автор часто прибегает к («фырчет «Ф»; «забьёт крылами «У») и («как крик у Шостаковича»; «как Богоматерь, ждущая Младенца»).
Родная речь у автора ассоциируется с божественным хоровым пением в храме («хоровые клиросы — в кириллицу»), тогда как европейские языки вызывают в мыслях медные звуки органа в церкви («в латынь — латунь органная откликнулась»). Поэт славит родной язык, что подчёркивается на синтаксическом уровне обилием предложений.
Основное средство выразительности в тексте — звукопись. Например, повтор рождает аллитерацию в строке «Есть лирика великая — кириллица!», а повтор рождает ассонанс в строке «Есть лирика великая — кириллица!» Использует автор и парономазы — близкие по звучанию, но далёкие по значению неродственные слова. Например: .