Задание

Выполни задания

Прочитай отрывок из «Писем о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

(1) А в чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

(10) Надо быть патриотом, а не националистом. (11) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14) В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(15) Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

(16) Это как круги на воде. (17) Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (18) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(19) Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. (20) Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (21) Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (22) Она не должна быть слепой. (23) Слепой восторг (его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям. (24) Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. (25) Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» — слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.

(26) Мудрость — это ум, соединённый с добротой. (27) Ум без доброты — хитрость. (28) Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. (29) Поэтому хитрость вынуждена скрываться. (30) Мудрость же открыта и надёжна. (31) Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. (32) Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Уточни значение слов «добро», «счастье», «любовь» по словарю. Подумай, как словарные значения соотносятся с их авторским пониманием.

Укажи предложение, в котором средством выразительности являются антонимы:

предложение 7;

предложение 8;

предложение 9;

предложение 14.

Замени словосочетание «цель жизни» (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запиши получившееся словосочетание.

В каком предложении постановка знака препинания определяется иным правилом, нежели «Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже»?

В предложении 3.

В предложении 14.

В предложении 26.

В предложении 27.

Сформулируй четыре орфографических правила (на выбор), касающихся правописания гласных и согласных в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи. Проиллюстрируй их примерами из текста.

Определи стиль и тип речи, установи адресата текста.

Охарактеризуй выразительные средства, которыми пользуется автор, чтобы лучше донести до адресата свою мысль.

Как ты понимаешь слова академика: «Надо любить в человеке человека», «Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою», «Большая цель добра начинается с малого», «Любовь не должна быть безотчётной»? Напиши сжатое изложение или сочинение-рассуждение на одну из тем, затронутых автором текста.