Основано на упр. 9, стр. 11
Перенеси слова в текст
Вставь подходящие по смыслу слова и выражения в приведённый ниже текст о русской народной песне.
Часть 1
- русских художников
- русских художников
- луга
- речки
- хлебные
- небеса
- песня
- деревьев
- красотой
- уборе
- означает
- молодцем
- птицы
- сердце
- птицы
- птицы
- птице
- молодцами
- смерть
Слушая русские народные песни, невольно вспоминаешь картины [ ].
Русская земля на полотнах [ ]: В. Поленова («Река Оять», «Ока летом», «Речка Воря», «Русская деревня»), И. Шишкина («Ручей в берёзовом лесу», «Дубки», «Рябина», «Среди долины ровныя», «Мельница в поле»), А. Куинджи («Берёзовая роща») и др. — предстаёт перед нами просторной и необъятной: далеко тянутся [ ]и леса, вьютcя средь них синие [ ], золотятся [ ] поля, голубеют высокие [ ]. Только в таких просторах и может родиться протяжная светлая [ ].
В текстах русских народных песен часто встречаются названия различных [ ]. Образы берёзы, рябины, калины, черёмухи чаще всего ассоциируются с девичьей [ ], чистотой, может быть, потому, чтоэти деревья очень нарядны в своём цветущем белоснежном [ ], трепетны и нежны. Выражение «Заломати берёзу (калину, рябину)» — [ ] «взять девушку замуж». Дуб, тополь, клён связываются с добрым [ ], сравнения подсказывают крепость, стройность, мощь этих деревьев, а развесистые кроны клёна и дуба напоминают буйные кудри удалого молодца.
В кронах деревьев живут знакомые всем [ ]: соловей, кукушка, сокол, голубь; пролетают над ними утки, лебеди, гуси, кружится чёрный ворон. Щебет птиц, их пение всегда радуют человеческое [ ], в них человек порой угадывает что-то близкое, своё; [ ] поднимают наш взор к небу, уносят в высоты его. Поэтому [ ] небесные — постоянныеперсонажи народных песен. И ведущая роль среди них принадлежит соловью — самой любимой певчей [ ] всего мира. С соловьём ассоциируется юность, полная радостных надежд и ожиданий любви, тоска по родине.
Сокол, селезень, гусь, голубь связываются с добрыми [ ], женихами («Летят утки», «Вдоль да по речке» и др.), кукушка — предсказательница судьбы и разлуки, ворон появлением своим обещает [ ] («Чёрный ворон»).
Часть 2
- молодец
- девица
- очи
- чёрные
- русая
- переживаниями
- лица
- рассказывают
- природы
- эпитеты
- умешьшительно-ласкательными
- инверсия
- слова
- целые
- героев
- душа народа
Среди этих деревьев и птиц живут и песенные герои — добрый [ ] и красна [ ]. Молодец «чернобровый, черноокий», «раскудрявый», у него «на каждой кудринке по златой бисеринке», [ ] «ясна сокола». Девица «белолика, круглолика», щёки её маков цвет, брови [ ], коса [ ]. Молодые люди любят друг друга или страдают от безответной любви, встречаются и расстаются или их разлучают. В песне изливаются все их чувства и переживания. Именно с любовными [ ] связано большинcтво лирических песен.
Нередко песня звучит от первого [ ], благодаря чему сам герой или героиня [ ] о случившемся, о том, что они переживают,а мы ещё глубже погружаемся в мир чувств героев, проникаемся их состоянием.
В песнях всё происходит на лоне [ ]: в лесу, на лугу, у реки. Она является непосредственной участницей всех событий. Это характерный признак многих фольклорных произведений (вспомните сказки, былины, загадки, предания).
В текстах русских народных песен используются изобразительно-выразительные средства языка, характерные для многих произведений фольклора. Встречаются постоянные [ ]: дуб зелёный, зорька ясная, милый дружок, буйна речка, крутой бережок, красно солнышко, чужая сторона и др. В песнях много слов с [ ] суффиксами: дружок, крылечко, ботиночки, бедняжечка, солнышко, сердечко, слезиночки и т. д. Как и в других фольклорных произведениях, в песнях широко используется [ ]: «грустно мне было», «отвечал ей казак молодой», «говорила девица ему», «капали слезиночки», «взойдёт ли красно солнышко» и т. д. Часто повторяются [ ] или даже [ ] строки: «Я его любила», «Провожала я дружка», «Один у всех в глазах, / Один, один, бедняжечка...», «Ах, скучно!», «Ах, горько!». Повторы помогают создать ритмический рисунок песни, придают ей напевность.
И песня подчиняет нас своему плавному течению и растворяет наше сердце в переживаниях [ ], поэтому мы и говорим: «В песнях живёт [ ]».
При составлении текста использовалась статья Т. Г. Соловей «А песня русская жива» (Уроки литературы. — 2010. — № 6. — С. 9–10).