Задание

Основано на упр. 2, стр. 7.

Выполни задание

Прочитай текст М. Р. Садовского. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Зимой хол_дно. (2) Над_ваем тёплую рубашку, поверх свитер, потом ещё шубу — всё равно хол_дно. (3) Мороз и под шубу заб_рается и за нос щипл_т и пальцы л_денит. (4) С морозом (не)шути! (5) Зазеваеш_ся — плохо придётся: обморозиш_ся!

(6) Значит, мороз — враг? (7) Конечно! (8) Зимой и авт_машину трудно завести, и пар_ходы и баржи стоят — вмёрзли в лёд и ждут весны. (9) А попробуй зимой (не)отапливай дома — вода замёрзн_т в трубах — они лопнут. (10) Всем от мороза достаёт_ся.

(11) А если бы (не)было мороза? (12) (Не)было бы зимы. (13) Как было бы плохо! (14) (Не)катат_ся тогда с горк_ на санках, и в снежки (не)играть, и на лыжах (не)бегать! (15) Если бы (не)было мороза, испортилось бы мясо и (не)попробовать мороженого.

(16) Значит, мороз — друг? (17) Конечно! (18) Ведь холод пом_гает теперь людям во многих сложных делах: и в_рить сталь и строить города и летать в космос и л_чить от болезней. (19) Прежде люди только прятались от хол_да: грелись у костров, стро_ли тёплые ж_лища, шили тёплую одежду, а потом научились дружить с хол_дом и заставили его работать на себя.

(20) Вот и (не)скажеш_ сразу: друг или враг хол_д.

(21) И так и так правильно.

1. К какому типу речи относится текст?

2. Определи стиль речи текста.

3. Приведи свои аргументы, подтверждающие позицию автора текста.

4. Выпиши из текста антонимы.

5. Подбери синоним к слову «жилища».

6. К слову «мороз» подбери из текста однокоренное слово.

7. Выпиши из текста глаголы с НЕ, раскрывая скобки.

8. Подчеркни грамматическую основу в 3-м предложении.

9. Охарактеризуй 6-е предложение по цели высказывания.

10. Охарактеризуй 13-е предложение по эмоциональной окраске.