Задание
Определите тип подчинительной связи в словосочетании «пришёл позавтракать».Прочитайте
текст и выполните задания 3–8.
В школе
под названием «Республика ШКИД» одновременно с новичком Пантелеевым появилась
дряхлая старуха, мать директора. Старуха эта была почти совсем слепа. Наверно, именно
поэтому шкидцы, которые каждый в отдельности могли быть и добрыми, и чуткими, и
отзывчивыми, а в массе, как это всегда бывает с ребятами, были безжалостны и
жестоки, прозвали старуху Совой. Только два-три раза в день школьники видели,
как, хватаясь свободной рукой за стену и за косяки дверей, пробирается она с
какой-нибудь кастрюлькой или сковородкой на кухню.
И
вот однажды пронёсся слух, что Сова жарит на кухне какие-то необыкновенные
лепёшки.
–
Вот так смак! Ну и лепёшечки! – раздавались голодные завистливые голоса.
А
Японец совсем разошёлся. Когда через десять минут Сова появилась в коридоре с
блюдом дымящихся лепёшек в руках, он первый бесшумно подскочил к ней и так же
бесшумно двумя пальцами сдёрнул с блюда горячую лепёшку.
Следом
за Японцем к блюду метнулись и другие. Придерживаясь левой рукой за гладкую
стену, старуха медленно шла по паркету Белого зала, и с каждым её шагом груда
аппетитных лепёшек на блюде таяла. Когда Сова открывала дверь в квартиру, на
блюде не оставалось ничего, кроме жирных пятен.
А
ребята уже разбежались по классам.
Там
стоял несмолкаемый гогот. Запихивая в рот пятую или шестую лепёшку и облизывая
жирные пальцы, Японец на потеху товарищам изображал, как Сова входит с пустым
блюдом в квартиру. И тут кто-то заметил новичка, который, насупившись, стоял у
дверей и без улыбки смотрел на происходящее. У него одного не блестели губы, он
один не притронулся к лепёшкам Совы.
–
А ты чего зевал? – спросили у него. – Неужели ни одной лепёшки не успел
слямзить?
–
А ну вас, – сказал новенький, и губы у него запрыгали, – это – хамство. Скажите
– герои какие: на старуху напали!..
Несколько
человек накинулись на новенького. Мальчишки держали его за руки, а Японец
запихивал новенькому в рот грязную, жирную лепёшку.
Никто
не заметил, как открылась дверь и появился директор. Его взгляд остановился на
Пантелееве. Тот уже поднялся и приводил себя в порядок, облизывая губы, глотая
слёзы и остатки лепёшки. Директор оглядел Пантелеева с головы до ног. Губы его
искривила брезгливая усмешка.
–
А ну, иди за мной! – приказал он новенькому.
Через
пять минут новенький был наказан – водворён в тесную комнатку изолятора.
Шкидцы
притихли и недоумевали. Но ещё большее недоумение произвела на них речь
директора, произнесённая им за ужином.
–
Ребята, сегодня в стенах нашей школы произошёл возмутительный случай. Один из
вас совершил отвратительный поступок. Он обидел старого, немощного человека. Но
позже я оказался свидетелем поступка ещё более омерзительного. Я видел, как вы
избивали своего товарища. Как бы гнусно ни поступил Пантелеев, выражать своё
возмущение таким диким способом – это позорно и недостойно!
Лёнька
сидел третьи сутки в изоляторе и не знал, что его судьба взбудоражила и
взволновала всю школу.
–
Всё-таки, ребята, это хамство, – кипятился Японец. – Парень взял на себя вину,
страдает неизвестно за что, а мы… Мы должны всем классом пойти к директору и
сказать, что Пантелеев не виноват, а виноваты мы.
–
Ладно, дураков поищи! Иди сам, если хочешь.
Неизвестно,
чем кончилась бы вся эта история, если бы не пронёсся слух, что Пантелеев
выпущен из изолятора. Через несколько минут он сам появился в классе.
–
Знаешь, Лёнька, ты – молодец, – проговорил Японец, краснея и шмыгая носом. –
Прости нас, пожалуйста. Это я не только от себя, я от всего класса говорю.
Лицо
новенького порозовело. Что-то вроде слабой улыбки появилось на его пересохших
губах. Примирение состоялось.
(По Л. Пантелееву)
согласование
управление
примыкание