Задание

Определите стиль и тип речи текста.Прочитайте текст и выполните

задания 7-10.

(1)«Кого-то нет, кого-то жаль, к

кому-то сердце мчится вдаль…»

(2)Я сел на диван, чтобы

успокоиться, потёр лоб, и когда стал вспоминать слова любимой песни моей матери,

показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой любовью и тоской, что

вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый

плакать, просить прощения. (3)Будто сквозной ток доходил до меня через

пространство ночи, преодолевая зимний город, и вдруг я понял, что это она, моя

старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице, одна, беззащитная

перед болью, в забытьи думала обо мне с безмерной любовью, которая бывает на

земле только у матерей. (4)Но когда и где я впервые слышал эту простенькую

грустную мелодию и почему слова её были связаны с матерью?

(5)И мне стало представляться,

как она босиком ходила по глиняному полу, тонкая, в белой кофточке, напевала

негромко прелестным голосом: «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце

мчится вдаль», –останавливалась возле окна, улыбалась, поднимала лицо к

среднеазиатскому солнцу, сквозившему через ветви карагача. (6)Я видел её

прозрачные от обильного света глаза, её губы, которые будто влюблённо

произносили молитву, говорили о когда-то молодой грусти этому утру, солнцу,

плещущему арыку: «Я вам скажу один секрет: кого люблю, того здесь нет…» (7)А я,

до восторга влюблённый в мать, не мог понять, кого не было с ней рядом, кого ей

было жаль, к кому стремилось её сердце: ведь отец редко бывал в отъезде. (8)Он

боготворил мать, был предан дому, отличался весёлым нравом. (9)Порой он носил

её, как ребёнка, на руках, целуя её волосы, а она почему-то прижималась щекой к

его груди.

(10)Однажды услышал я, что она

плакала за ширмой, свернувшись калачиком на диване, и, испуганный, бросился к

ней, закричал: «Мама, не надо!» (11)Со страхом увидел её слипшиеся ресницы, но

мать попыталась быть весёлой, потом, обняв, начала гладить мою голову нежными

пальцами и говорила шёпотом, что отчего-то сделалась грустной, но вот прошло,

миновало…

(12)Но почему иногда тосковала

она? (13)В какие дали, к кому тянуло её? (14)Всю жизнь

она верно прожила с отцом, и я не узнал её тайну…

(15)А теперь в беспамятстве, на

больничной койке, она витала над краем пропасти, и, видимо, в момент краткого

просветления вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной в душе.

(16)И я ходил по кабинету, стонал, кусал губы, чтобы одной болью заглушить

другую, не зная, чем помочь ей, облегчить её страдания, и бормотал, как в

беспамятстве, незатейливые эти слова:

– Кого-то нет, кого-то жаль…

(17)Наверное, не только у

меня бывали минуты, когда не приходило спасение от самого себя.

(По Ю.В.

Бондареву)

научный стиль; рассуждение и описание

художественный стиль; рассуждение с элементами повествования и описания

художественный стиль; описание и повествование

разговорный стиль; описание с элементами повествования и рассуждения