Задание

Определите, какие высказывания относятся к балетному спектаклю, а какие – к оперному.

  • Группы

    • Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

    • А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

  • Варианты

    • В музыке данного спектакля проявляются интерес композитора к подлинному русскому фольклору и его увлечение музыкой Востока, прежде всего традицией японской средневековой музыки гагаку.
    • Как известно, в самом тексте «Слова…» сошлись элементы двух религиозных воззрений – уходящего языческого \(обращение к силам природы\) и нового, христианского \(взывание к единому Богу\). Это «двуязычие» сохранил в своём спектакле и композитор, причём не только в тексте, но и в его интонационном строе. Не цитируя древних обрядовых песен, он широко использует все жанры фольклора, бытовавшие в XII в.: былину, плясовые и заздравные песни, плачи-причитания и др.
    • В музыке данного спектакля явственно и органично проявилось обостренное, драматическое переживание мира композитором.
    • Одинокий голос флейты-пикколо во вступлении к этому спектаклю словно погружает зрителя в темень истории…
    • Ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» в этом спектакле звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.
    • Одна из сквозных тем спектакля – музыкальное олицетворение женщины и отчизны, музыка, воплощающая бесконечную чистоту и светлый покой.
    • В финале этого спектакля впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, и он завершается словами молитвы.
    • Данный спектакль состоит из четырёх действий с Прологом, в котором происходит завязка сюжетной интриги. В музыке хора «Слава», находящемся в центре открывающей спектакль народной сцены, явно акцентируется архаика, колорит древности. В ней использована пентатоника, плагиальные обороты, старинные трихордовые попевки \(ход на секунду и терцию\).
    • В арии Кончака воплощён неординарный образ друга-врага. Его великодушие скрывает умного и хитрого восточного деспота, льстивость речей которого противопоставлена русскому прямодушию. О мужестве и воинственности Кончака напоминают в арии фразы, имитирующие ритм бешеной скачки. Гордость и могущество хана подчёркивается в величавых интонациях, дополненных упругими триолями малого барабана.
    • Музыка «Плача Ярославны» точно воплощает содержание текста, целиком взятого из литературного первоисточника. Композитор использует интонации старинных причетов в сочетании с оборотами лирических народных песен. Дополняет «Плач» Хор поселян, в котором обобщены особенности русского протяжного многоголосия.
    • Половецкие пляски, непревзойденной силы музыка которых составляет, по сути, кульминацию оперы, завораживает и привлекает зрителя на протяжении многих лет жизни спектакля.
    • Завершается спектакль финальным хором радостного плясового характера, олицетворяющим победу справедливости и добра.