Определи размер стихотворения по его характеристике и примерам: ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, хорей, дольник, белый стих, верлибр, сонет, онегинская строфа.
| | «Онегинская строфа» — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», 14 строк.
В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. От сонета «английского» \(«шекспировского»\) Пушкиным было взято строфическое строение \(три катрена и заключительное двустишие\), от «итальянского» \(«петраркианского»\) сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg \(прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская\) | Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя? |
| --- | ```````````````````````````````````````````````````---- | ````````````````````````---------- |
| | СОНЕТ — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб. 14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия \(терцета\). В двух четверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны быть две рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половины сонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительного расположения рифм таковы:
1) abba, abba, ccd, ede
2) abba, abba, cdc, dee
3) abba, abba, cdd, ccd
4) abab, abab, cdc, cdc
5) abab, abba ccd, eed, | По совести скажи: кого ты любишь?
Ты знаешь, любят многие тебя.
Но так беспечно молодость ты губишь,
Что ясно всем — живешь ты, не любя.
Свои лютый враг, не зная сожаленья,
Ты разрушаешь тайно день за днем
Великолепный, ждущий обновленья,
К тебе в наследство перешедший дом.
Переменись — и я прощу обиду,
В душе любовь, а не вражду пригрей.
Будь так же нежен, как прекрасен с виду,
И стань к себе щедрее и добрей.
Пусть красота живет не только ныне,
Но повторит себя в любимом сыне. |
| | Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. | Божий Ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.
А.Ахматова |
| | Верлибр — стихотворение, в котором отсутствует рифма, количество ударных слогов в каждой строке не ограничено и отсутствует какой бы то ни было ритм. Также нельзя обнаружить в верлибре и единообразно повторяющихся строф. | Я упал с высокого дерева
И вот теперь
Весь поломанный
Валяюсь на травке
Смеюсь.
Егор Летов |
| | Дольник представляет собою размер, в котором так же, как и в размерах силлабо-тонических, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена:
до двух слогов.
В первой строке ударения падают на второй, четвертый и седьмой слоги, во второй — на третий, пятый и восьмой, в третьей — на второй, пятый и седьмой, а в четвертой — на второй, четвертый и седьмой. | Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
\(А\.Блок\) |
| | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения: 2, 4, 6 | В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
\(А\. С\. Пушкин\) |
| | Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения: 1, 4, 7 | Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
\(А\. А\. Блок\) |
| | Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения: 2, 5, 8 | Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
\(Н\. А\. Некрасов\) |
| | Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения: 3, 6, 9 | Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
\(А\. А\. Фет\) |
| | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения: 1, 3, 5 | Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
\(М\. Ю\. Лермонтов\) |