Задание

Опираясь на рассказ группы «музыковедов», определите, какие высказывания относятся к балетному спектаклю, а какие – к оперному.

Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

В музыке данного спектакля проявляются интерес композитора к подлинному русскому фольклору и его увлечение музыкой Востока, прежде всего традицией японской средневековой музыки гагаку.

Как известно, в самом тексте «Слова…» сошлись элементы двух религиозных воззрений – уходящего языческого (обращение к силам природы) и нового, христианского (взывание к единому Богу). Это «двуязычие» сохранил в своём спектакле и композитор, причём не только в тексте, но и в его интонационном строе. Не цитируя древних обрядовых песен, он широко использует все жанры фольклора, бытовавшие в XII в.: былину, плясовые и заздравные песни, плачи-причитания и др.

В музыке данного спектакля явственно и органично проявилось обостренное, драматическое переживание мира композитором.

Одинокий голос флейты-пикколо во вступлении к этому спектаклю словно погружает зрителя в темень истории…

Ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» в этом спектакле звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

Одна из сквозных тем спектакля – музыкальное олицетворение женщины и отчизны, музыка, воплощающая бесконечную чистоту и светлый покой.

В финале этого спектакля впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, и он завершается словами молитвы.

Данный спектакль состоит из четырёх действий с Прологом, в котором происходит завязка сюжетной интриги. В музыке хора «Слава», находящемся в центре открывающей спектакль народной сцены, явно акцентируется архаика, колорит древности. В ней использована пентатоника, плагиальные обороты, старинные трихордовые попевки (ход на секунду и терцию).

В арии Кончака воплощён неординарный образ друга-врага. Его великодушие скрывает умного и хитрого восточного деспота, льстивость речей которого противопоставлена русскому прямодушию. О мужестве и воинственности Кончака напоминают в арии фразы, имитирующие ритм бешеной скачки. Гордость и могущество хана подчёркивается в величавых интонациях, дополненных упругими триолями малого барабана.

Музыка «Плача Ярославны» точно воплощает содержание текста, целиком взятого из литературного первоисточника. Композитор использует интонации старинных причетов в сочетании с оборотами лирических народных песен. Дополняет «Плач» Хор поселян, в котором обобщены особенности русского протяжного многоголосия.

Половецкие пляски, непревзойденной силы музыка которых составляет, по сути, кульминацию оперы, завораживает и привлекает зрителя на протяжении многих лет жизни спектакля.

Завершается спектакль финальным хором радостного плясового характера, олицетворяющим победу справедливости и добра.