Задание
Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
На стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гёте» написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора XIX в. — Александр Егорович Варламов и Антон Григорьевич Рубинштейн. В чём отличие музыкального прочтения стихотворения каждым из композиторов?
Александр Егорович Варламов. «Горные вершины»
Антон Григорьевич Рубинштейн. «Горные вершины»
В этом произведении автор восхищается красотой природы Кавказа. Музыка подчёркивает это восхищение.
Форма романса свободная, следует за текстом. Первая часть звучит подобно теме. Она одноголосная, имеет чёткий ритм и короткие фразы, по характеру повествовательная. Вторая часть звучит как вариация, имеет полифонический склад (2 голоса), в ритме появляется больше длинных нот, фразы становятся шире, а характер мелодии – более воодушевлённый и восторженный.
Основная тональность ре мажор.
Неторопливый темп.
Движение мелодии волнообразное.
Размер сложный – 4/4, что придаёт мелодии широту дыхания. Преобладающие длительности – четверти и восьмые, а половинные завершают предложения и фразы.
В спокойно-созерцательной музыке, наполненной просветлённой печалью, композитор простыми средствами искусно передал состояние умиротворённости и успокоения.
Вокальная миниатюра, написанная в мажорной тональности и двухдольном размере, начинается с восьмитактового фортепианного вступления, которое построено на интонациях, следующего затем тематического материала первой части композиции и с первого звука настраивает слушателей на поэтический лад. Следующая затем необычайно напевная, но извилистая мелодия романса, начинается со скачка на малую септиму и поддерживается ритмически размеренным аккомпанементом. Далее текст начальной строфы повторяется вновь, но на ином мелодическом материале. Вслед за этим в качестве связующего звена между строфами поэтического текста композитор вставляет вновь тему вступления, после которой следует продолжение романса с мелодической линией, основанной на мотиве второй темы первой части. Миниатюра завершается небольшим пластичным фортепианным проигрышем, придающим композиции определённую завершённость.
Этот романс ценители классической музыки называют одной из самых восхитительных пейзажных зарисовок.
Все средства музыкальной выразительности: мелодия, гармонические краски и даже ритмический рисунок аккомпанемента создают неповторимый художественный образ, который беспрестанно привлекает вокальных исполнителей.