Выполни задание
Композиция сочинения-рассуждения
с объяснением значения слова
Прочитай рассказ И. А. Бунина «Лапти», а затем сочинение на тему «Что такое человечность?». Выдели в тексте сочинения абзацы в соответствии с приведённой выше схемой
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребёнок. И в жару, в бреду он часто плакал и всё просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать вёрст, да и не поедет никакойдоктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефёд принёс соломы на топку, свалил её на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнём горит.
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — всё в снегу, всё обмёрзло... И вдруг твёрдо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новосёлки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новосёлок шесть вёрст! Где ж в такой ужас дойти!
Ещё подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушёл. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошёл, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефёда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донёс. Обыдёнкой в такую погоду не вернёшься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его всё-такине было, ночь была ещё страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила её на пол, за отвал кровати. Ребёнок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.
А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливыйзловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привёзшие мёртвое тело, — белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились вкакие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается,знакомый человек... Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жильё...
За пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.
Сочинение
Слово «сострадание» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, почувствовать чужую боль, как свою. Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нём видели и уважали человека. В рассказе И. А. Бунина можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Крестьянин Нефёд не может остаться равнодушным к страданиям больного ребёнка и его матери, поэтому, несмотря на страшную вьюгу, отправляется за «красными лаптями». На первый взгляд можетпоказаться, что это глупый, бессмысленный поступок. Однако автор показывает, что смерть героя не была напрасной и волею случая помогла спастись заблудившимся путникам. Проявления сострадания мы встречаем и в повседневной жизни. Например, наша семья помогает женщине, живущей по соседству, потому что она одинокий пожилой человек, нуждающийся в заботе. Таким образом, «сострадание» — это одно из тех слов, которые учат нас любить людей, помогать им. Проявляя сострадание, каждый из нас становится чище и лучше — становится настоящим Человеком.