Какое средство художественной выразительности используется в предложении 4 «…забушевали споры…»?Прочитайте текст и выполните задания 2-9. (1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным». (4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент, когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее – физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным. (6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется, уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить. (8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! – иронически восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. – (10)Кому теперь это нужно?» (11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы. (13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной. (15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)Знания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага». (19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке». (22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза – зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений. (26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту. (По Л.А. Кассилю) метафора сравнение эпитет аллегория
Задание

Какое средство художественной выразительности используется в предложении 4 «…забушевали споры…»?Прочитайте
текст и выполните задания 2-9.

\(1\)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. \(2\)И я
получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой
вкус у человека? \(3\)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».
\(4\)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в
том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент,
когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее –
физики или лирики?» \(5\)И, конечно, появление этой записки было не случайным.
\(6\)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется,
уже решённого самой жизнью спора. \(7\)Суть его необходимо сейчас напомнить.
\(8\)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в
наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той
роли, какую оно играло в прежние времена. \(9\)«Ах, Бах! Ох, Блок! – иронически
восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. – \(10\)Кому теперь это нужно?»
\(11\)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части
нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в
межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». \(12\)Самое
убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую
очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в
воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее
произведение прозы.
\(13\)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не
было. \(14\)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны
странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто
бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и
уже становится ненужной.
\(15\)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и
сотрудничают. \(16\)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны
там, где её нет. \(17\)Знания всегда пребывают в мире. \(18\)И анатомия, и изящная
словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и
того же врага».
\(19\)В области художественной несостоятельны все попытки заменить
свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой
совершенной кибернетической машины. \(20\)Бесплодны, беспочвенны попытки
поссорить физиков с лириками. \(21\)Известный учёный А. Мошковский, близко
знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён,
услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в
науке».
\(22\)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие
простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной
броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают
злоупотребления по части косметики. \(23\)Что одухотворённый взгляд человеческих
глаз \(«глаза – зеркало души»\) привлекательнее, чем бессмысленный взор даже
самых очаровательных очей. \(24\)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая
хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка
кричащая, скрипящая, дергающаяся. \(25\)Что строгая соразмерность всех частей
здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и
взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.
\(26\)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит
разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. \(27\)И он не
сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью
ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился
распознавать подлинную красоту.
\(По Л\.А\. Кассилю\)

  • метафора
  • сравнение
  • эпитет
  • аллегория