Изучите представленные отрывки из курса лекций по истории России. Какие суждения являются верными? Выберите несколько суждений из семи предложенных.
Текст № 1
«Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители \(так называли сторонников этой теории\) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества. Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению – в широком просвещении масс. Кто были эти люди? Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие – к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве. Прогрессивно настроенным писателям, художникам, философам был присущ дух сомнения в справедливости существующих порядков. Деятели Просвещения критиковали всё, что угнетало человека, ограничивало его способности. Они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники. Мыслителей XVIII в. отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека».
Текст № 2
«В середине 60-х гг., когда работа над «Энциклопедией...» почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Её купила Екатерина II, поставив при этом условие, что Дидро останется хранителем библиотеки и личным библиотекарем государыни. Мыслитель стал личным советником императрицы в вопросах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 г. Дидро прибыл в Петербург, где был принят с почестями. В трактатах, написанных им для Екатерины II, он пытался разъяснить зло абсолютистской власти и крепостничества. Однако эти идеи не были восприняты императрицей. В 1774 г. Дидро умер, и его библиотека была перевезена в Петербург».
Текст № 3
«В России в XVIII в. произошло становление системы светского образования от начального до высшего, хотя оно и было сословным. Российская наука развивалась опережающими темпами, в том числе благодаря поддержке государства. На смену религиозному мировоззрению пришло светское, основанное на научном знании, по крайней мере, для привилегированной части общества».
- Идеи Просвещения сыграли важную роль в развитии образования не только в европейских странах, но и в России.
- В XVIII в. в России формируется система образования, ставшая основой для развития отечественной науки и культуры.
- Взгляды Дидро сыграли ключевую роль в реформах Екатерины II в области государственного управления и решении аграрного вопроса.
- Сословный строй повлиял на распространение образования в России в XVIII в.
- Богословские учебные дисциплины были основными в системе образования России XVIII в.
- Ключевую роль в становлении образования в России играли энциклопедисты.
- Распространение образования в России стало идеологической основой крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.