Задание

Изучи текст и выполни задания к нему.

Наконец, и начатки образования кое-как привязывали высшие классы русского общества к тому же миру. При Петре, в первую половину царствования, когда ещё было очень мало школ, главным путём к образованию служила заграничная посылка русских дворян массами для обучения. Некоторые, добровольно или по указу странствовавшие по Европе, уже будучи семейными людьми, в летах, записали свои заграничные наблюдения, показывающие, как труден и малоплоден был этот образовательный путь. Неподготовленные и равнодушные, с широко раскрытыми глазами и ртами, смотрели они на нравы, порядки и обстановку европейского общежития, не различая див культуры от фокусов и пустяков, не отлагая в своём уме от непривычных впечатлений никаких помыслов. <...>
Пётр заботился завести и домашние образовательные средства. Для этого надобно было прежде всего вывести русского человека из его национального одиночества, продвинуть его кругозор за пределы его отечества. Средствами для этого Пётр почитал газету и театр. По его указу с января \(1703\) г. стало выходить в Москве периодическое издание «Ведомости». Через \(2\)\(3\) дня, иногда позднее, по приходе заграничной почты выходил нумер «Ведомостей» в один или несколько листков, размером в осьмушку, напечатанный подслеповатым церковным шрифтом и излагавший «грамотки», корреспонденции привезённых иностранных газет из разных городов Европы. <...>
В \(1698\) г. Пётр подговорил в Англии на русскую службу профессора Эбердинского университета Фарварсона, который стал преподавателем в открытой в \(1701\) г. на Сухаревой башне в Москве навигацкой школе для детей дворян и других чинов людей. Он был основателем математического и навигацкого обучения в России, и о нем позднее писали, что им приготовлены при Петре едва ли не все русские моряки, от высших и до низших. С двумя другими англичанами он вёл учение «чиновно», как следует; лишь временами, как доносил заведовавший школой Курбатов, англичане загуляются или долго проспят и вообще не торопятся в своей работе, «остропонятных» учеников, в ученьи забегавших вперёд, бранят, дожидались бы отстававших товарищей.

(В. О. Ключевский)

Задание \(1\). Составь план текста. Обрати внимание, что одно предложение будет лишним.

1.

2.

3.

Варианты ответов:

Отправка людей за границу для получения образования.

Издание первой газеты «Ведомости».

Открытие школ.

Введение гражданской азбуки.

Задание \(2\). Какой вывод можно сделать об отношении Петра к образованию?

  • Пётр \(I\) проводил множество реформ для повышения уровня образования в стране
  • Пётр \(I\) не хотел, чтобы русские люди приобщались к европейским достижениям в науке и культуре
  • Пётр \(I\) был против того, чтобы дворяне получали образование за границей
  • Пётр \(I\) не заботился о развитии образования в России

Задание \(3\). Что ещё было сделано Петром \(I\) в сфере культуры?

  • Открытие первого университета
  • Введение нового летоисчисления
  • Издание первого печатного журнала
  • Усиление влияния церкви в культуре
  • Подписание указа о праздновании Нового года
  • Введение гражданского шрифта