Задание
Изучи отрывок из путевых заметок русского писателя и путешественника И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» и ответь на вопросы.
Японцы так хорошо устроили у себя внутреннее управление, что совет не может сделать ничего без сиогуна, сиогун — без совета и оба вместе — без удельных князей. И так система их держится и будет держаться на своих искусственных основаниях до тех пор, пока не помогут им ниспровергнуть её... американцы или хоть... мы!
А теперь они ещё пока боятся и подумать выглянуть на свет Божий из-под этого колпака, которым так плотно сами накрыли себя. Как они испуганы и огорчены нашим внезапным появлением у их берегов! Четыре большие судна, огромные пушки, множество людей и твёрдый, небывалый тон в предложениях, самостоятельность в поступках! Что ж это такое?
Как они засуетились, когда попросили их убрать подальше караульные лодки от наших судов, когда вдруг надумали и послали одно из судов в Китай, другое на север, без позволения губернатора, который привык, чтоб судно не качнулось на японских водах без спроса, чтоб даже шлюпки европейцев не ездили по гавани! Теперь им холодно объявляют, чего хотят и чего не хотят. Они думают противиться, иногда вдруг заговорят по-прежнему, требуют, а сами глазами умоляют не отказать, чтоб им не досталось свыше.
Давно ли сарказмом отвечали японцы на совет голландского короля отворить ворота европейцам? Им приводили в пример китайцев, сказав, что те пускали европейцев только в один порт, и вот что из этого вышло: открытие пяти портов, торговые трактаты, отмена стеснений и т. п. «Этого бы не случилось с китайцами, — отвечали японцы, — если б они не пускали и в один порт». А вот теперь иностранцы постучались и в их заветные ворота с двух сторон. Пришёл и их черёд практически решать вопрос: пускать или не пускать европейцев, а это всё равно для японцев, что быть или не быть. Пустить — гости опять принесут свою веру, свои идеи, обычаи, уставы, товары и пороки. Не пускать... но их и теперь четыре судна, а пожалуй, придёт и десять, всё с длинными пушками. А у них самих недлинные, и без станков или на соломенных станках. Есть ещё ружья с фитилями, сабли, даже по две за поясом у каждого, и отличные... да что с этими игрушками сделаешь?
Пустить или не пустить — легко сказать! Губернатор не смеет решить. Он пошлёт спросить в верховный совет, совет доложит сиогуну, сиогун — микадо. Но что же делать им? И пустить нельзя, и не пустить мудрёно. Они видят, что и система замкнутости и отчуждения, в которой одной они искали спасения, их ничему не научила, а только остановила их рост. Если не нам, то американцам, если не американцам, то следующим за ними — кому бы ни было, но скоро суждено опять влить в жилы Японии те здоровые соки, которые она самоубийственно выпустила, вместе с собственною кровью, из своего тела, и одряхлела в бессилии и мраке жалкого детства.
Но пока им не растолковано и особенно не доказано, что им хотят добра, а не зла, они боятся перемен, хотя и желают; не доверяют чужим и ведут себя, как дети. Они не понимают, что Россия не была бы Россией, Англия Англией в торговле, войне и во всём, если б каждую заперли на замок. Не дети ли, когда думали, что им довольно только не хотеть, так их и не тронут, не пойдут к ним даже и тогда, если они претерпевших кораблекрушение и брошенных на их берега иностранцев будут сажать в плен, купеческие суда гонять прочь, а военные учтиво просить уйти и не приходить? Они думали, что всё так и будет, что не доберутся до них, не захотят или не смогут.
(И. А. Гончаров)
1. Противоречит ли содержанию текста данное высказывание?
(Выбери ответ в выпадающем списке.)
Гончаров считает, что изменения в японской политической системе неизбежны.
Ответ: .
2. Какой вывод можно сделать, прочитав этот текст?
(Впиши номер верного ответа в поле для ответа.)
1. Невозможно изменить политическую систему без внешних контактов.
2. Невозможно изолировать страну навсегда.
3. Страна может стать передовой и без внешних отношений.
Ответ: .