На рубеже веков русская литература активно подражала европейской, и в этом контексте в моде был сентиментализм.
Сентименталисты стремились отражать разнообразные переживания героев своих произведений, часто используя описания природы и идеализацию сельской жизни.
В начале XIX века русские читатели знакомились с европейскими образцами сентиментализма:
- «Страдания юного Вертера» Гёте
- «Новая Элоиза» Руссо
- «Манон Леско» Прево
Позже появился писатель-сентименталист Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы».
«Бедная Лиза» Карамзина вдохновила множество подражаний, включая «Барышню-крестьянку» Пушкина и сентиментальную повесть-элегию «Марьина роща» Жуковского. Однако многие романы сентиментального характера были восприняты как чрезмерно слезливые и неискренние, что привело к угасанию интереса к ним в конце XIX века.