Задание
Ибн Хальдун попытался объяснить причины упадка множества арабских государств, о которых он читал у других историков и свидетелем чего он был сам.
Прочитай отрывки из главного труда Ибн Хальдуна и объясни, почему, по его мнению, распадались государства арабов.
…Что до сроков жизни государств, то, хотя они и различаются в зависимости от обстоятельств, но в большинстве своём не превышают срок жизни трёх поколений. Поколение — это возраст среднего человека. Он равен сорока годам, когда рост и становление достигают предела…
Первое поколение все ещё имеет нравы жизни на открытом пространстве с её суровостью и дикостью: эти люди испытывают лишения, отважны, хищны, участвуют в общей славе. В силу этого спаянность остаётся в неприкосновенности: они начеку, их боятся, они преобладают над другими.
Второе поколение благодаря благополучию живёт не на открытом, а на огороженном пространстве, не в лишениях, а в роскоши и изобилии, оно не участвует в добыче общей славы, поскольку её единолично забрал один из них, а другим теперь не хочется бороться за неё. Прежние были надменны и высокомерны — эти унижены и смиренны.
Они привыкают пресмыкаться и повиноваться, — но остаётся в них немало и того, прежнего, поскольку они лицезрели первое поколение, жили с ним бок о бок, видели величие тех людей и их стремление к славе. Вот они и не могут забыть всё это окончательно, хотя утрачивают известную долю этого; они живут надеждой на то, что вернётся жизнь, которую вело первое поколение, — или которую они думают, что оно вело.
А третье поколение забывает эпоху жизни на открытом пространстве, как будто той и не было. Их уже не привлекают могущество и спаянность, ведь подчиняться стало их свойством. Они достигают пределов роскоши, живя в изобилии. Так они оказываются нахлебниками государства, превращаются в женщин и детей, нуждающихся в защите.
Так спаянность полностью исчезает. Они пускают людям пыль в глаза знаками различия и одеждой, конной ездой и утончённостью, — всё это для маскировки, тогда как сами трусливее женщин. Приди кто по их душу, они не способны дать отпор.
Вот тогда оказывается, что правителю требуются другие помощники и защитники. Он привлекает и вербует тех, кто приносит какую-то пользу государству, пока Бог не решит его участь. Тогда государство со всем, что имело, погибает.
(Составлено по труду Ибн Хальдуна «Введение в историю»)
Ответ: