Задание

Блок № 1 — "Справочный материал"

Внимательно прочитайте теоретическую информацию по теме "Классы глаголов в современном русском языке" (блок № 1 —"Справочный материал"), подробно ознакомьтесь с содержанием блока № 2 — "Примечания к справочному материалу" и выполните задание, входящее в структуру блока № 3 — "Практика".

I класс включает глаголы с фонетическим показателем [а — aj]: зна-ла — зн[aj-y]m, обеда-ла — обед[aj-y]m, мака-ла — мак[аj-у]т.

Обратите особое внимание: основа прошедшего времени глаголов I класса оканчивается на суффикс -а-, а основа настоящего времени — на этот же суффикс, к которому присоединяется суффикс -j-.

К этому классу относятся глаголы с инфинитивом, имеющим следующие финали: -ать (-ять), -ивать (-ывать), -вать, -ачать, -ичать.

Глаголы I класса мотивированы именными частями речи, а также глаголами и междометиями: завтракать (от имени существительного "завтрак"), ойкать (от междометия "ой"), запевать.

В I класс включаются также многие немотивированные глаголы.

Глаголы I класса принадлежат к I спряжению.

Блок № 2 — "Примечания к справочному материалу"

1. Финаль — это элемент, на который оканчивается слово. Финаль не является окончанием (флексией) слова.

2. "Флексия" — это лингвистический термин, принятый учёными-языковедами для обозначения общепринятого понятия "окончание слова".

3.1. Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации.

3.2. Мотивация — это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого: дом — домик (где "домик" — "маленький дом; дом небольшой площади"), сила — силач (где "силач" — "человек, обладающий большой физической силой"), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи: ходить — ходьба, удалой — удаль, смелый — смело, либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске данных слов: колено — коленка (разг.).

Однокоренные слова, лишённые названных свойств ("домик" и "домище"), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Блок № 3 — "Практика"

Задание. На основе знаний, полученных в ходе анализа теоретической информации, которая представлена в блоке № 1 — "Справочный материал", а также пользуясь сведениями, изложенными в блоке № 2 — "Примечания к справочному материалу", выберите глаголы I класса в перечне, данном ниже.

стареть

обездолеть

глупеть

белеть

млеть

сиротеть

болеть

владеть

греть

довлеть (книжн.)

жалеть

зреть

иметь

коченеть

натореть (разг.)

млеть

одолеть

преть

прозреть

сметь

рдеть

спеть (в значении "созревать")

тлеть

уметь

успеть

хиреть

цепенеть

ржаветь

выздороветь

опостылеть

обессилеть

опротиветь

совать

штрафовать

асфальтировать

бронировать

национализировать

усердствовать

электрифицировать

аккредитовать

ассигновать

аттестовать

баловать

бастовать

брезговать

бушевать

вербовать

воевать

волновать

ворковать

гарцевать

диктовать

жаловать

жевать

завидовать

клевать

ковать

плевать

сновать

шелохнуться

вернуть

свихнуть

вывихнуть

вспыхнуть

вынуть

сгинуть

гнуть

грянуть

запнуться

кануть

льнуть

минуть

обернуть

обмануть

очнуться

распахнуть

запахнуть

поперхнуться

прикорнуть (разг.)

прянуть (книжн., устар.)

воспрянуть

отпрянуть

рехнуться (прост.)

низринуть

отринуть

ринуться

рухнуть

застегнуть

отстегнуть

пристегнуть

расстегнуть

тонуть

тянуть

улепетнуть (разг.)

хмыкнуть (разг.)

хлынуть

расхитить

обратить

поглотить

превратить

извратить

возвратить

отвратить

предвратить

развратить

защитить

прекратить

сократить

укротить

возмутить

смутить

ощутить

воплотить

поработить

посетить

осветить

просветить

засветить

освятить

посвятить

насытить

пресытить

восхитить

ахать

блуждать

валять

глотать

дёргать

ласкать

купать

падать

сверкать

толкать

читать

открывать