Блок № 1 — "Справочный материал"
Внимательно прочитайте теоретическую информацию по теме "Классы глаголов в современном русском языке" \(блок № 1 —"Справочный материал"\), подробно ознакомьтесь с содержанием блока № 2 — "Примечания к справочному материалу" и выполните задание, входящее в структуру блока № 3 — "Практика".
I класс включает глаголы с фонетическим показателем
Обратите особое внимание: основа прошедшего времени глаголов I класса оканчивается на суффикс -а-, а основа настоящего времени — на этот же суффикс, к которому присоединяется суффикс -j-.
К этому классу относятся глаголы с инфинитивом, имеющим следующие финали: -ать \(\-ять\), -ивать \(\-ывать\), -вать, -ачать, -ичать.
Глаголы I класса мотивированы именными частями речи, а также глаголами и междометиями: завтракать \(от имени существительного "завтрак"\), ойкать \(от междометия "ой"\), запевать.
В I класс включаются также многие немотивированные глаголы.
Глаголы I класса принадлежат к I спряжению.
Блок № 2 — "Примечания к справочному материалу"
1. Финаль — это элемент, на который оканчивается слово. Финаль не является окончанием \(флексией\) слова.
2. "Флексия" — это лингвистический термин, принятый учёными-языковедами для обозначения общепринятого понятия "окончание слова".
3.1. Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации.
3.2. Мотивация — это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого: дом — домик \(где "домик" — "маленький дом; дом небольшой площади"\), сила — силач \(где "силач" — "человек, обладающий большой физической силой"\), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи: ходить — ходьба, удалой — удаль, смелый — смело, либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске данных слов: колено — коленка \(разг\.\).
Однокоренные слова, лишённые названных свойств \("домик" и "домище"\), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Блок № 3 — "Практика"
Задание. На основе знаний, полученных в ходе анализа теоретической информации, которая представлена в блоке № 1 — "Справочный материал", а также пользуясь сведениями, изложенными в блоке № 2 — "Примечания к справочному материалу", выберите глаголы I класса в перечне, данном ниже.
- стареть
- обездолеть
- глупеть
- белеть
- млеть
- сиротеть
- болеть
- владеть
- греть
- довлеть \(книжн\.\)
- жалеть
- зреть
- иметь
- коченеть
- натореть \(разг\.\)
- млеть
- одолеть
- преть
- прозреть
- сметь
- рдеть
- спеть \(в значении "созревать"\)
- тлеть
- уметь
- успеть
- хиреть
- цепенеть
- ржаветь
- выздороветь
- опостылеть
- обессилеть
- опротиветь
- совать
- штрафовать
- асфальтировать
- бронировать
- национализировать
- усердствовать
- электрифицировать
- аккредитовать
- ассигновать
- аттестовать
- баловать
- бастовать
- брезговать
- бушевать
- вербовать
- воевать
- волновать
- ворковать
- гарцевать
- диктовать
- жаловать
- жевать
- завидовать
- клевать
- ковать
- плевать
- сновать
- шелохнуться
- вернуть
- свихнуть
- вывихнуть
- вспыхнуть
- вынуть
- сгинуть
- гнуть
- грянуть
- запнуться
- кануть
- льнуть
- минуть
- обернуть
- обмануть
- очнуться
- распахнуть
- запахнуть
- поперхнуться
- прикорнуть \(разг\.\)
- прянуть \(книжн\., устар\.\)
- воспрянуть
- отпрянуть
- рехнуться \(прост\.\)
- низринуть
- отринуть
- ринуться
- рухнуть
- застегнуть
- отстегнуть
- пристегнуть
- расстегнуть
- тонуть
- тянуть
- улепетнуть \(разг\.\)
- хмыкнуть \(разг\.\)
- хлынуть
- расхитить
- обратить
- поглотить
- превратить
- извратить
- возвратить
- отвратить
- предвратить
- развратить
- защитить
- прекратить
- сократить
- укротить
- возмутить
- смутить
- ощутить
- воплотить
- поработить
- посетить
- осветить
- просветить
- засветить
- освятить
- посвятить
- насытить
- пресытить
- восхитить
- ахать
- блуждать
- валять
- глотать
- дёргать
- ласкать
- купать
- падать
- сверкать
- толкать
- читать
- открывать