Задание

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В школе я был примерным учеником, посещал все уроки, выполнял домашние задания: в общем был заядлым хорошистом и отличником и ни разу не получал двоек.

(2)На уроках физики мы на последней парте с другом играли в морской бой. (3)Тетрадка была на 70% изрисована боями и баталиями. (4)В нужный момент я поднимал руку, отвечал правильно, и пятёрка в кармане, а интересные тактические игры на последней парте продолжались. (5)Понятное дело, что этот предмет я не знал априори. (6)Так прошёл шестой класс, затем седьмой и восьмой.

(7)Лето и первый месяц осени мы с командой провели на сборах и на соревнованиях. (8)Загоревшие и возмужавшие, мы вернулись в свои родные школы за парты.

(9)На первом же уроке физики приготовился играть с другом в морской бой. (10)Но одноклассников было не узнать: все сидели, перечитывали параграфы учебника, переписывали домашние задачи.

(11)Вошёл учитель. (12)Оказалось, что с этого года нам назначили нового преподавателя. (13)Седой, с большой лысиной и очень умными, бегающими глазами. (14)Большие роговые очки еле-еле держались на его маленьком носу. (15)Опрятный, в удивительно красивом светлом костюме и белоснежной рубашке. (16)Тишина в классе образовалась гробовая. (17)Виктор Бронеславович оглядел класс поверх очков и остановил взгляд на мне.

(18)Бравируя и зная, что меня не спросят по существу темы, вызывающе и педантно вышел к доске. (19)На вопрос, где я пропадал всё это время, объяснил и, надеясь на похвалу, бросил: «Кстати, на всесоюзных соревнованиях мы заняли второе место!» (20)На что получил резкий и точный ответ: «Второе место не первое, расскажите о законе Менделеева – Клапейрона».

(21)Моё лицо покрылось мгновенно испариной. (22)Нет, я знал о Менделееве, но, кто такой Клапейрон и что за закон они вместе с русским великим ученым открыли, понятия не имел. (23)Ожидал всё: укор, признание своего невежества, но ударом стала простая фраза: «Садитесь, два!».

(24)Я никогда не получал такой оценки с первого по девятый класс. (25)Да, очень редко в четверти были тройки, которые исправлялись несколькими подряд пятерками. (26)Двоек не было никогда…

(27)Вечером долго перелистывал учебники по физике, нашёл много интересных материалов, так, в обнимку с ними и уснул. (28)Весь следующий урок не опускал руку, я был готов рассказать обо всей молекулярной физике, но преподаватель меня проигнорировал. (29)Так было ещё раз.

(30)Решил больше не готовиться к физике, будь что будет. (31)И, как назло, меня заметили и вызвали к доске. (32)Я, как мог, боролся с заданным вопросом, опираясь на предыдущие знания, отвечал, много рассказывал дополнительной информации, интересной, но не касающейся заданной темы. (33)Класс с изумлением и восхищением слушал мои занимательные истории об открытиях и законах. (34)Но, нахмурив лоб, учитель физики поблагодарил меня за отвлечение от темы и поставил трояк за ответ на заданный вопрос.

(35)После этого случая несколько раз Виктор Бронеславович просил меня подготовить дополнительную информацию к уроку. (36)С успехом я рассказывал о своих читательских открытиях в области физики, мне становилось интересным решать нестандартные задачи. (37)Но за это наш физик оценок не ставил. (38)В середине декабря, когда до окончания полугодия оставалось чуть больше двух недель, учитель вручил мне потрескавшийся с годами учебник: «Порешайте дома, через неделю у нас будет городская олимпиада, постараетесь, пересмотрю ваши оценки».

(39)На городской олимпиаде задачи были нетрудные, но первого места я не занял. (40)«Второе место, тоже неплохо. (41)Жаль, что подвёл Виктора Бронеславовича», – думал я.

(42)В полугодие мне поставили все пятерки. (43)Душа радовалась: мой труд по физике был оценён.

(44)Школу закончил с золотой медалью, окончил физический факультет университета. (45)Сегодня преподаю физику в школе, занимаюсь с детьми исследовательской работой, готовлю к олимпиадам. (46)Я счастливый человек, потому что у меня на жизненном пути встретился хороший, удивительный, умный и далековидящий учитель.

(По А. И. Семке)*

*Андрей Иванович Семке (род. 1971 г.) – популярный российский учитель физики, писатель-прозаик, эссеист

Среди предложений 36-41 найдите такое(-ие), которое связано(-ы) с предыдущим с помощью контекстных синонимов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).