Выполни задание
Прочитай текст.
(1) «Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок,может отнять у нас всякий, кто этого захочет... (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании».
(4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Рождества Христова.
(5) Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.
(6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы — всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него — цейтнот становится всеобщим. (15) Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.
254 слова
По Д. Гранину
Выполни одно из трёх творческих заданий: А, Б или В.
А. Напиши сочинение-эссе по этому тексту. Вырази своё отношение к теме, которая волнует автора, своё согласие или несогласие с его позицией. (Объём сочинения — 50–70 слов.)
Б. Напиши сочинение-рецензию. Оцени языковое оформление текста — стиль, композицию, отбор языковых средств.
В. Напиши сочинение-рассуждение (статью) о выражении «деловой человек». Почему Д. Гранин многократно употребляет это слово? Какой оценочный оттенок имеет это сочетание в тексте Гранина и в современном языке? Синонимичны ли, по-твоему, сочетания «деловой человек» и «человек дела»? (Объём сочинения — 50–70 слов.)