Задание
Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).
(2) Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают с формальными и неформальными институтами; с первой и второй половиной жизни.
(3) Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В зарубежных и отечественных учебниках рассматриваются оба подхода. В одном случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Назовем такой способ деления процесса социализации формально-хронологическим. В других учебниках пишется о том, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т. д. Мне кажется более аргументированным второй подход, в основе которого лежит содержательный критерий. Будем придерживаться именно его.
(4) Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули (186– 1929), один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).
(5) Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.
(6) Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов.
(7) Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.
(8) Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла.
(9) Неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни.
(А. И. Кравченко)
С чем, по мнению автора, связывают первичную и вторичную социализацию в научной литературе? Приведите два примера формальных институтов/агентов (один пример из текста, второй — из знаний обществоведческого курса). Как в тексте раскрывается сущность нормативно-содержательного подхода к пониманию социализации?
Что из перечисленного является ответами на поставленные вопросы?
Примерами формального института являются армия и политическая партия.
Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла.
Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают с формальными и неформальными институтами; с первой и второй половиной жизни.
Первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов.
Примерами неформального института являются семья и друзья.