Задание

1. Прослушайте стихотворения.

2. Распределите утверждения по группам в соответствии с автором и названием стихотворения.

С.А. Есенин "Клён ты мой опавший..."

А.С. Пушкин "Анчар"

Б.Л. Пастернак "Сосны"

А.А. Фет "Учись у них – у дуба, у берёзы..."

Обращаясь к клёну, "приморозившему ногу", лирический герой стихотворения "очеловечивает" его.

В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – деревья, в воображении – море.

Под пером поэта легенда о дереве перерастает в суровое обвинение деспотизма.

Деревья у поэта – символ святого, неземного, устремлённого ввысь, в вечность; то, к чему должен стремиться человек.

Вокруг дерева, воплощения зла, – болезненная и скудная природа.

Пережившие мучения и скорбь достойны встретить тепло и радость жизни, способны понять мгновения красоты как самые ценные дары жизни (Литература. 6 класс; под ред. В.Я. Коровиной).

Деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: "Они стоят, молчат..."

В произведении показано одинокое дерево, стоящее посреди пустыни, "как грозный часовой".

Риторические вопросы говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять: кто он, что сделал в этой жизни?

В тексте стихотворения встречаются старославянизмы: жаждущих, древо, тлетворный.

За могучими стволами лирическому герою мерещится море с шумными, высокими волнами, белой пеной и “чёрной магией воды”.

Стихотворение написано шестистопным хореем.

Поэт олицетворяет природу, говорит с деревом, видит много похожего в судьбах.

В стихотворении есть строфа:

К нему и птица не летит

И тигр нейдёт — лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

В стихотворении автором использована метафора: "Напрасные на них застыли слёзы..."