Задание
1. Прослушайте стихотворения.
2. Распределите утверждения по группам в соответствии с автором и названием стихотворения.
С.А. Есенин "Клён ты мой опавший..."
А.С. Пушкин "Анчар"
Б.Л. Пастернак "Сосны"
А.А. Фет "Учись у них – у дуба, у берёзы..."
Обращаясь к клёну, "приморозившему ногу", лирический герой стихотворения "очеловечивает" его.
В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – деревья, в воображении – море.
Под пером поэта легенда о дереве перерастает в суровое обвинение деспотизма.
Деревья у поэта – символ святого, неземного, устремлённого ввысь, в вечность; то, к чему должен стремиться человек.
Вокруг дерева, воплощения зла, – болезненная и скудная природа.
Пережившие мучения и скорбь достойны встретить тепло и радость жизни, способны понять мгновения красоты как самые ценные дары жизни (Литература. 6 класс; под ред. В.Я. Коровиной).
Деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: "Они стоят, молчат..."
В произведении показано одинокое дерево, стоящее посреди пустыни, "как грозный часовой".
Риторические вопросы говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять: кто он, что сделал в этой жизни?
В тексте стихотворения встречаются старославянизмы: жаждущих, древо, тлетворный.
За могучими стволами лирическому герою мерещится море с шумными, высокими волнами, белой пеной и “чёрной магией воды”.
Стихотворение написано шестистопным хореем.
Поэт олицетворяет природу, говорит с деревом, видит много похожего в судьбах.
В стихотворении есть строфа:
К нему и птица не летит
И тигр нейдёт — лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
В стихотворении автором использована метафора: "Напрасные на них застыли слёзы..."