Задание
1. Прослушайте стихотворения.
2. Распределите утверждения по группам в соответствии с автором и названием стихотворения.
- Группы
- А.С. Пушкин "Поэт"
- М.Ю. Лермонтов "И скучно и грустно..."
- Ф.И. Тютчев "Silentium!"
- Б.Л. Пастернак "Никого не будет в доме..."
- В.В. Маяковский "Скрипка и немножко нервно"\[не удалось загрузить изображение\]
- А.С. Пушкин "Поэт"
- Варианты
- Ощущение трагической дисгармонии пронизывает взаимоотношения лирического героя и мира вне зависимости от того, каков этот мир. Одиночество — удел героя и в то же время его добровольный выбор.
- Строчки, которые отражают повторяющийся мотив одиночества в творчестве поэтов разных эпох:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь? - Лирический герой сначала находится в одиночестве, которое прерывается приходом в дом его возлюбленной.
- Лирический герой – сплошной крик, надрыв, это от отчаяния, одиночества, непонимания.
- Поэт показывает, что для творческого процесса его герою необходимо уединиться, убежать на берег моря, в "широкошумные дубровы", подальше от шума толпы и пустых забав. Одиночество — всего лишь условие, а не цель творчества.
- В стихотворении есть антитеза: звёзды \(символ внутреннего мира, который познаётся лишь в одиночестве\) и "дневные лучи", дневной "наружный шум" \(символ человеческого общения, которое рассеивает сознание, отдаляет внимание человека от своей душевной глубины\).
- Автор использует аллитерацию, например, неуютную атмосферу пустого дома, наполненного сумерками, где герой чувствует себя одиноким, он передаёт при помощи согласных "з", "с", "р": "зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин".
- Стихотворение — рассказ о встрече лирического героя с “родственной душой” — скрипкой в оркестре, которая, подобно ему, не играет слаженно, вместе со всеми инструментами, а смущает, распугивает, раздражает их своей, как кажется всем, неуместной открытостью, чрезмерной искренностью.
- Финал стихотворения — открытый, радостный, вдохновенный вопрос. Ответ угадывается.
- Риторические вопросы подчёркивают пессимистическую оценку внутреннего несовершенства лирического героя.
- Стихотворение написано в михайловской ссылке \(1824—1826 гг\.\).
- Герой делает вывод: жизнь — "глупая шутка".
- Стихотворный размер — тонический стих.