Задание

Выполни задания

  1. Прочитай текст и выполни задания к нему.

(1) Даже опытному путешестве(н, нн)ику легко заблудит(?)ся в полярной тундре. (2) Идёш(?), идёш(?), бывало, и (н_)что как(будто) (не)изменяет(?)ся перед глазами. (3) Маяч_т _переди д_лёкие горы, да одно_бразно ж_лтеют уже освоб_ди_шиеся от снега п_логие холмы. (4) То и дело с треском срывают(?)ся или быстро под ногами разбегают(?) ся б_лоснежные куропатки, злобно в(?)ют(?)ся над головой путешестве(н, нн)ика ч_рные хищ(?)ные чайки-поморники, с поразительной смелост(?)ю охр_няющие своё гн_здо, искус(?)но скрытое в моховых коч(?)ках. (5) Бе_брежна, _днообразна таймырская тундра. (6) Точно к_рявыми б_р_давками покрыта скудная почва, наскво_ь пропита_ шаяся л_дяной в_дой. (7) Крошеч(?)ная п_лярная берё_ка стел_т(?)ся кое(где) под ногами. (8) Идёш(?), идёш(?) без дороги, глубоко проваливаясь в мокром, раски_шем снегу, спотыкаясь о коч(?)ки, покрытые бурой травою.

(9) Т_ж_лой показывает(?)ся (не)привыч(?)ному путешестве(н, нн)ику хо_ьба. (10) На первых порах как(бы) сами собою подламывают(?)ся ноги, глухо стучит сер(?)це в груди. (11) Т_ж_лая походная ноша давит плечи, осл_пительный свет полярного дня (не)ст_рпимо реж_т глаза. (12) Но с каждым часом втягива_т(?)ся путешестве(н, нн)ик в ритм хо_ьбы. (13) Ноги увере(н, нн)о находят точ(?)ку опоры, зрение и слух обостряют(?)ся. (14) Мало(помалу) привыка_ш(?) думать, наблюдать на ходу. (15) С особе(н,нн)ой остротою прим_чаеш(?) и стремительный полёт птиц_, со свистом пронёсш_йся над головою, и журчание сокрытого снегом весе(н, нн)его руч_йка, и ярос(?)ный писк п_струшки, промелькнувшей в траве под ногою. (16) Бодрым, полным живых впеч_тлений возвр_ща_т(?)ся путешестве(н, нн)ик из похода. (17) После многих часов ут_мительной хо_ьбы особе(н, нн)о приятно увид_ть дымок костра, зн_комые походные п_латки, ра_битые на берегу реки, увид_ть друзей, своих спутников, смехом и шуткой встр_чающих запозда_ших товарищей, увлёкш_хся охотой в пути.

(18) После трудного похода крепко спит(?)ся на п_стелях из мягких олен(?)их шкур. (19) Бодрым просыпает(?)ся путешестве(н, нн)ик, разбуже(н, нн)ый утре(н, нн)ими голосами птиц, пролетевших над самой п_латкой. (20) Здесь он как(бы) (не)чу(?)ству_т своего возр_ста: молодость и бодрость к нему возвращают(?)ся...

По И. С. Соколову-Микитову
2. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Объясни выбор написания.
3. Найди в тексте односоставные предложения (части сложных предложений), укажи их номера, определи тип.
4. Объясни, почему на месте предложений 2 и 8 автор использовал односоставные предложения, а не двусоставные.
5. Замени словосочетание «полёт птицы» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
6. Какое сочетание слов не является грамматической основой предложения?

1) Ничто не изменяется (предложение 2).

2) Безбрежна, однообразна тундра (предложение 5).

3) Примечаешь полёт (предложение 15).

4) Возвращается путешественник (предложение 16).
  1. Укажи номер предложения, в котором есть приложение.
  2. Выпиши предложение 18 и выполни его синтаксический разбор.