1. Прочитай текст. Дети, к сожалению, поздно осознают тепло материнского сердца. Постепенно мать стареет, седеет, слабеет в мыслях и заботах о детях. Если приблизит детей к идеалу, нет предела её счастью, она не вспоминает о прошлых огорчениях, гордится, радуется: «Знаете, какие у меня дети!..» Не сможет приблизить — она ещё больше сморщится, согнётся, втихомолку будет плакать, прятаться от людей... Если хочешь узнать свою мать, загляни ей в сердце, деточка! Я радуюсь, когда ты и мама вместе трудитесь: убираете квартиру, стираете бельё, готовите обед. Иногда мама говорит тебе: «Сама постираю, ты не нужна мне». И ты наивно веришь, что маме и в самом деле не нужна твоя помощь. Какая мать не хочет, чтобы дочь помогала ей? Почему же тогда старается поменьше загружать тебя? Загляни в сердце матери — ты поймёшь, что она берёт на себя двойную работу, чтобы предоставить тебе возможность читать, учиться... Некоторые дочери принимают как должное двойную загруженность матери, они считают, так и должно быть: они заняты своими, более нужными делами. А это уже беда, избалованная дочь становится неблагодарной: «Принесите... Подайте... Вы надоели мне... Мне некогда...» Если ты знаешь свою маму, не верь ей, что ей не нужна твоя помощь, стань рядом, помоги, устань вместе с ней. Пусть даже обеспокоится мама, что тебе рано пришлось встать, что ты допоздна не могла лечь, лишилась развлечений. Но она подумает: «От скольких радостей отказывается моя дочка, чтобы облегчить мой труд!» И будет счастлива. По Ш. Амонашвили, Д. Ольшанскому. Письма к дочери 2. Произведи орфоэпический анализ выделенного слова. 3. Найди в тексте предложение с обращением, выпиши его. 4. Устно объясни постановку тире и двоеточия в предложениях. 5. Сопоставь текст этого упражнения с текстом упр. 142 и подумай, что в них общего и чем они различаются. Упражнение 142 (1) Тишина — это какое-то особое состояние мира и человеческой души. (2) Мне кажется, мы себя чувствуем частичкой природы, каплей океана в тишине, и только. (3) Вне тишины нельзя понять красоту. (4) Когда выйдешь в поле и ветер треплет колосья пшеницы, кажется, будто все звуки пропали и мир погрузился в тишину. (5) И лишь песнь ветра специально ласкает ухо, чтобы ты оглянулся и понял, какая кругом тишина. (6) А когда в лесу перелетит птичка с дерева на дерево или хрустнет лист под ногой, ты слышишь, как тихо, как торжественно спокоен лес. (7) И морская волна бьётся мерно так, с музыкальным счётом, о берег, чтобы слышал человек тишину... (8) Много удивительного придумала природа, чтобы помочь нам услышать и полюбить тишину. (9) А когда одинокий лыжник пересекает снежное поле, какая кругом стоит тишина! (10) Одетая снегом земля наша так красива, только руками разведёшь... (11) Тишина — это жизнь, всё великое совершается в тишине. (12) Тишина — это уважение людей друг к другу, это нежность и любовь. (13) Как я люблю дома, где говорят тихо, где даже дети не кричат без причины... (14) Сохранить тишину, покой в своём доме — значит установить в нём климат уважения. (15) А сохранить тишину на всей Земле, на всей планете — это тоже значит установить климат уважения, обязательный для всех народов и стран. (16) Поэтому люди против грохота, пожаров и разрушений. (17) Никто не хочет жить на вулкане, ни один человек. (18) Но если Землю утыкать ракетами, если люди начнут размахивать кулаками, может случиться большая беда, страшная и непоправимая. (19) Как видишь, проблемы глобальные какими-то чудесными нитями связаны с конкретным человеческим чувством. По Е. П. Леонову. Письма сыну 6. Расскажи о том, какие нравственные проблемы волнуют тебя, написав письмо матери, отцу, другу.
Задание

Выполни задания

  1. Прочитай текст.

Дети, к сожалению, поздно осознают тепло материнского сердца. Постепенно мать стареет, седеет, слабеет в мыслях и заботах о детях. Если приблизит детей к идеалу, нет предела её счастью, она не вспоминает о прошлых огорчениях, гордится, радуется: «Знаете, какие у меня дети!..» Не сможетприблизить — она ещё больше сморщится, согнётся, втихомолку будет плакать, прятаться от людей...

Если хочешь узнать свою мать, загляни ей в сердце, деточка! Я радуюсь,когда ты и мама вместе трудитесь: убираете квартиру, стираете бельё, готовите обед. Иногда мама говорит тебе: «Сама постираю, ты не нужна мне». И ты наивно веришь, что маме и в самом деле не нужна твоя помощь. Какая мать не хочет, чтобы дочь помогала ей? Почему же тогда старается поменьше загружать тебя? Загляни в сердце матери — ты поймёшь, что она берёт на себядвойную работу, чтобы предоставить тебе возможность читать, учиться...

Некоторые дочери принимают как должное двойную загруженность матери, они считают, так и должно быть: они заняты своими, более нужными делами. А это уже беда, избалованная дочь становится неблагодарной:«Принесите... Подайте... Вы надоели мне... Мне некогда...»

Если ты знаешь свою маму, не верь ей, что ей не нужна твоя помощь, стань рядом, помоги, устань вместе с ней. Пусть даже обеспокоится мама, что тебе рано пришлось встать, что ты допоздна не могла лечь, лишилась развлечений. Но она подумает: «От скольких радостей отказывается моядочка, чтобы облегчить мой труд!» И будет счастлива.

По Ш. Амонашвили,Д. Ольшанскому. Письма к дочери

  1. Произведи орфоэпический анализ выделенного слова.

  2. Найди в тексте предложение с обращением, выпиши его.

  3. Устно объясни постановку тире и двоеточия в предложениях.

  4. Сопоставь текст этого упражнения с текстом упр. 142 и подумай, что в них общего и чем они различаются.
    Упражнение 142
    (1) Тишина — это какое-то особое состояние мира и человеческой души.(2) Мне кажется, мы себя чувствуем частичкой природы, каплей океана втишине, и только. (3) Вне тишины нельзя понять красоту. (4) Когда выйдешьв поле и ветер треплет колосья пшеницы, кажется, будто все звуки пропалии мир погрузился в тишину. (5) И лишь песнь ветра специально ласкает ухо,чтобы ты оглянулся и понял, какая кругом тишина. (6) А когдав лесу перелетит птичка с дерева на дерево или хрустнет лист под ногой, тыслышишь, как тихо, как торжественно спокоен лес. (7) И морская волнабьётся мерно так, с музыкальным счётом, о берег, чтобы слышал человектишину... (8) Много удивительного придумала природа, чтобы помочь намуслышать и полюбить тишину. (9) А когда одинокий лыжник пересекаетснежное поле, какая кругом стоит тишина! (10) Одетая снегом земля нашатак красива, только руками разведёшь... (11) Тишина — это жизнь, всё великое совершается в тишине. (12) Тишина — это уважение людей друг к другу, это нежность и любовь. (13) Как я люблю дома, где говорят тихо, где даже дети не кричат без причины... (14) Сохранить тишину, покой в своёмдоме — значит установить в нём климат уважения. (15) А сохранить тишину на всей Земле, на всей планете — это тоже значит установить климат уважения, обязательный для всех народов и стран. (16) Поэтому люди против грохота, пожаров и разрушений. (17) Никто не хочет жить на вулкане, ни один человек. (18) Но если Землю утыкать ракетами, если люди начнут размахивать кулаками, может случиться большая беда, страшная и непоправимая. (19) Как видишь, проблемы глобальные какими-то чудесными нитями связаны с конкретным человеческим чувством.

По Е. П. Леонову. Письма сыну

  1. Расскажи о том, какие нравственные проблемы волнуют тебя, написав письмо матери, отцу, другу.