Выполни задания
Прочитай текст.
(1) На протяжени_ многих веков слово и музыка — два великих начала иску(с, сс)тва — (не)прерывно взаимодействуют, (не)редко спор_т и бор_т(?)ся, (за)частую приход_т к согласию и взаимопониманию. (2) Из их столкновений и прим_рений рождают(?)ся ш_девры — песни и романсы, оперы и симфонии. (3) Поэтический текст способен придать музыке новое звучание, обогаща_т её смыслом, о(т, тт)енками чу(?)ств, красочностью тембров. (4) Поэтому (не)каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть (по)особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поют(?)ся.(5) Творчество композитора пр_вращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становит(?)ся частью музыки. (6) Её поэтические инт_нации, ритмы, рифмы по_чиняют(?)ся законам музыки, слова, (не)совсем удобные для пения или (не)подходящие по звучанию, заменяют(?)ся другими. (7) Тембровую (не)повторимость, так(же) (не) предусмотре(н, нн)ую в стихотворени_, произведению придаёт то, что оно всегда предназначает(?)ся для определё(н, нн)ого голоса — сопрано, баритона или баса.
(8) Талантливая музыка часто становит(?)ся новым открытием известного стихотворения, которое продолжает жить своей собстве(н, нн)ой жизнью так(же), как и его музыкальный «двойник». (9) Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» легло в основу одного из лучших русских романсов XIX века. (10) Сохранив поэтический образ, звучность, метрику пушкинского стиха, М. И. Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроени_, внёс живое биение пульса в фортепиа(н, нн)ое сопровождени_ — и сумел стать равным великому мастеру стиха.
(11) Случает(?)ся, что музыкальное произведение возрожда_т к жизни поэтическое, которое, если бы (не)прик_снулся к нему великий композитор, давно было бы преда(н, нн)о забвению. (12) Такое «чудо прик_сновения» происходило с творчеством многих поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы «второй план» литературы. (13) Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную песню», нежно-задумчивого «Жаворонка», страс(?)но-романтическое «Сомнение», как и многие другие произведения М. И. Глинки, написа(н, нн)ые на его стихи.
(14) При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. (15) Если внимательно вслушат(?)ся в звучание музыкального произведения (даже чисто инструментального), можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи — всё то, что является принадлежностью человеческой речи.
По Т. И. Науменко, В. В. Алееву
Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Объясни выбор написания.
Однородные члены подчеркни как члены предложения.
Среди предложений 11–15 найди предложение с обобщающим словом при однородных членах. Запиши его номер.
Произведи полный синтаксический разбор предложения 3.
Определи стиль и тип речи, тему текста и его основную мысль.
Подбери название к этому тексту.
Найди высказывание, которое не соответствует содержанию текста.
(1) Музыка и поэтический текст, положенный в основу музыкального произведения, оказывают влияние друг на друга.(2) Стихотворные тексты, которые автор кладёт на музыку, должны обладать особой мелодичностью и ритмичностью, содержать только благозвучные слова, которые легко поются.
(3) Порой музыка помогает возродить к жизни «забытые» лирические произведения.
(4) Романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновение...», один из лучших романсов XIX века, превзошёл свой поэтический «двойник».
Охарактеризуй способы связи предложений в тексте.
Изложи содержание текста, кратко передав имеющуюся в нём информацию, или, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт, напиши сочинение-миниатюру «Музыка в моей жизни».