Выполни задание
Прочитай текст.
(1) Н. М. Пржевальский, умирая, просил, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык-Куль. (2) Умирающему бог дал силы совершить ещё один подвиг — подавить в себе чувство тоски по родной земле и отдать свою могилу пустыне. (3) Такие люди, как покойный, во все века и во всех обществах, помимо учёных и государственных заслуг, имели ещё громадное воспитательное значение. (4) Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг. (5) Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к зною, к голоду, к тоске по родине, к изнурительным лихорадкам, их фанатическая вера в христианскую цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. (6) А где эта сила, перестав быть отвлечённым понятием, олицетворяется одним или десятком живых людей, там и могучая школа. (7) Недаром Пржевальского, Миклуху-Маклая и Ливингстона знает каждый школьник и недаром по тем путям, где проходили они, народы составляют о них легенды. (8) Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги — это шалость, но не простая; безграмотный абхазец говорит вздорные сказки об Андрее Первозванном, но это не простой вздор. (9) Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига.
(10) В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определённой цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. (11) Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. (12) Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих споры об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешёвые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов, есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели. (13) Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены. (14) В этом отношении такие люди, как Пржевальский, дороги особенно тем, что смысл их жизни, подвиги, цели и нравственная физиономия доступны пониманию даже ребёнка. (15) Всегда так было, что чем ближе человек стоит к истине, тем он проще и понятнее. (16) Понятно, чего ради Пржевальский лучшие годы своей жизни провел в Центральной Азии, понятен смысл тех опасностей и лишений, каким он подвергал себя, понятны весь ужас его смерти вдали от родины и его предсмертное желание — продолжать своё дело после смерти, оживлять своею могилою пустыню... (17) Читая его биографию, никто не спросит: зачем? почему? какой тут смысл? (18) Но всякий скажет: он прав.
А. П. Чехов
В предложении 10 найди антонимы. Выпиши эти антонимы.
Запиши ответ без пробелов.
Ответ: [ ].