Выполни задание
Прочитай текст.
(1) Н. М. Пржевальский, умирая, просил, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык-Куль. (2) Умирающему бог дал силы совершить ещё один подвиг — подавить в себе чувство тоски по родной земле и отдать свою могилу пустыне. (3) Такие люди, как покойный, во все века и во всех обществах, помимо учёных и государственных заслуг, имели ещё громадное воспитательное значение. (4) Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг. (5) Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к зною, к голоду, к тоске по родине, к изнурительным лихорадкам, их фанатическая вера в христианскую цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. (6) А где эта сила, перестав быть отвлечённым понятием, олицетворяется одним или десятком живых людей, там и могучая школа. (7) Недаром Пржевальского, Миклуху-Маклая и Ливингстона знает каждый школьник и недаром по тем путям, где проходили они, народы составляют о них легенды. (8) Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги — это шалость, но не простая; безграмотный абхазец говорит вздорные сказки об Андрее Первозванном, но это не простой вздор. (9) Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига.
(10) В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определённой цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. (11) Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. (12) Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих споры об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешёвые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов, есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели. (13) Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены. (14) В этом отношении такие люди, как Пржевальский, дороги особенно тем, что смысл их жизни, подвиги, цели и нравственная физиономия доступны пониманию даже ребёнка. (15) Всегда так было, что чем ближе человек стоит к истине, тем он проще и понятнее. (16) Понятно, чего ради Пржевальский лучшие годы своей жизни провел в Центральной Азии, понятен смысл тех опасностей и лишений, каким он подвергал себя, понятны весь ужас его смерти вдали от родины и его предсмертное желание — продолжать своё дело после смерти, оживлять своею могилою пустыню... (17) Читая его биографию, никто не спросит: зачем? почему? какой тут смысл? (18) Но всякий скажет: он прав.
А. П. Чехов
Напиши сочинение по прочитанному тексту.
- Сформулируй одну из проблем, поставленных автором текста.
- Прокомментируй сформулированную проблему. Включи в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегай чрезмерного цитирования). Дай пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажи смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируй её.
- Сформулируй позицию автора (рассказчика).
- Сформулируй и обоснуй своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текста без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.