Задание
Выполни задания
Прочитай текст.
(1) Кузьма не был в городе у брата, а виделись они в последний раз семь лет назад, когда умер отец.
(2) Это было осенью, в горячее, страдное время, и Алексей, вызванный из города телеграммой, провёл тогда в деревне два дня и сразу после похорон уехал. (3) Они договорились, что он приедет на сороковины, когда отцу можно будет устроить неспешные, обстоятельные поминки, на которые соберётся вся родня, но почему-то так и не приехал, и поминки прошли без него. (4) Потом, месяца через два, он написал, что был в командировке.
(5) Кузьма редко вспоминал Алексея. (6) Это случалось, когда он думал об отце или матери; тогда само собой приходило на память, что он не один, что на свете их живёт два брата. (7) Но они настолько отвыкли друг от друга, что мысли об Алексее казались Кузьме не настоящими, не его собственными, будто кто-то ему подсказал их. (8) И он сразу же опять надолго забывал об Алексее. (9) Получалось так, что они братья не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да ещё были ими в детстве, когда вместе росли.
(10) Три года назад Мария ездила в город в больницу и остановилась у Алексея. (11) Она переночевала там две ночи, а потом, вернувшись, сказала, что лучше жить у чужих. (12) О том, что Алексей с женой живут богато, она говорила без удивления и без зависти. (13) «И телевизор, и стиральная машина есть, а только, куда ни взгляни, за тобой присматривают, не натворила бы чего, куда ни ступи, за тобой идут и следы твои подтирают. (14) Разговаривали без интереса. (15) Мы для них что есть, что нету. (16) Нет уж, больше меня к ним калачом не заманишь».
(17) В глубине души Кузьма обижался на Алексея, но это была слабая, не болящая обида.
(18) В конце концов брат сам должен понимать что к чему, он не маленький. (19) У них с деревней это обоюдное: брат постепенно забывал свою деревню, а стало быть, и своё детство, а деревня постепенно забывала, что был у неё когда-то такой человек.
(20) Но если Кузьма приедет к нему, Алексей, конечно, поможет. (21) Всё-таки брат, одна кровь. (22) У него деньги должны быть. (23) Кузьма объяснит, что это ненадолго, что через два месяца с небольшим ему дадут в колхозе ссуду и он сразу вышлет. (24) И как он раньше не вспомнил о брате?
(25) Дома, чтобы успокоить Марию, Кузьма сказал:
— Если в эти дни не соберу сколько надо, поеду к Алексею.
— (26) Не даст он, — помолчав, сказала она.
(27) И вся уверенность в том, что ему надо ехать к брату, у Кузьмы сразу пропала.
(28) К деньгам Кузьма всю жизнь относился очень просто: есть — хорошо, нет — ну и ладно. (29) Это отношение выработалось главным образом оттого, что денег постоянно не хватало. (30) У них в доме почти всегда была хорошая, сытная еда: хлеба Кузьма зарабатывал вдоволь даже в неурожайные годы, молоко и мясо шли со своего двора. (31) Но деньги... (32) Последние три года, с тех пор как взяли ссуду на постройку дома, при зимних, годовых расчётах Кузьма и совсем получал копейки. (33) То, что зарабатывала в магазине Мария, шло на ребятишек. (34) Когда в семье четыре парня, одежонка на них горит, как на огне. (35) Ещё удивительно, что Мария как-то сводила концы с концами и ребятишки ходили чисто, не хуже других; старших не стыдно было отправлять в школу, а младшие, как это и водится с испокон веков, донашивали одежонку старших.
(36) Кузьма нe считал, что они живут плохо. (37) Самое необходимое в доме есть, раздетыми, разутыми никто не ходит. (38) Он никому не завидовал. (39) К людям, живущим лучше его, он относился так же спокойно, как и к тем, кто выше него ростом. (40) Если он не дорос до них, не ходить же ему теперь на цыпочках. (41) В конце концов каждый топчет свою дорожку. (42) Он был доволен тем, что имел.
По В. Г. Распутину
Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:
противопоставление;
градация;
разговорная лексика;
сравнение;
метафора;
вводные конструкции;
метонимия;
эпитет;
ряды однородных членов предложения.
Признанный классик отечественной литературы, автор многих ярких произведений В. Распутин, обращаясь к теме жизни в деревне, использует тропы: (в предложении 19) и («как на огне» в предложении 34). Неравнодушное отношение автора к судьбам простых русских людей помогает передать такой художественный приём, как (предложения 6, 9). Добиваясь достоверности в отражении речевого портрета героя, автор прибегает к такому лексическому средству, как (предложения 35, 41).