Задание

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2) Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3) И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4) Они знают, в чём дело. (5) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6) Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7) На старике солдатская гимнастёрка.

(8) Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

(10) Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11) Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12) И старик отвечает:

– (13) Прошёл до Берлина… пешком. (14) И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15) А ты не устал?

– (16) Устал. (17) Что поделаешь! (18) Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19) Я своих сыновей так и не догнал.

– (20) Они быстро шли?

– (21) Быстро.

– (22) Пешком?

– (23) Пешком. (24) Они же у меня Пешеходовы… (25) Только сыновья моложе. (26) Ноги у них резвые. (27) Я не поспевал за ними.

(28) Постепенно кружок слушателей увеличивается.

(29) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30) Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31) У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32) И каждый хорошо знает свою роль.

– (33) Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34) Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35) А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36) Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37) А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

– (38) Мои сыновья…

(39) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

– (40) Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(41) Нет, не собьёшь старика!

– (42) Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (44) А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

– (45) Мои сыновья…

– (46) А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (47) Мои сыновья…

– (48) Везде поспевали?

– (49) Везде. (50) Ноги у них молодые. (51) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52) Так и не вернулись?

– (53) Так и не вернулись. (54) Спят в могиле.

(55) И тогда кто-то из ребят решается спросить:

– (56) Где их могила?

(57) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58) Он говорит:

– (59) Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60) По всей родной земле.

(61) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.

Старик Пешеходов появляется в людных местах Белозерска в воскресные дни.

В школьных сочинениях о войне в Белозерской школе ребята часто пишут о сыновьях старого солдата Пешеходова.

Сыновья Пешеходова — давние друзья мальчишек.

Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.